вт, 2014-12-09 19:43
Поделиться

Эксплуатация спецтехники в зимний период. Проблемы, мифы, полезные и вредные советы.

Не секрет, что в зимний период, в условиях низких температур, повышенной влажности и морозов спецтехника нас может подводить. Даже «северные модификации» строительной и дорожной техники зимой требуют к себе специального подхода, бережного отношения и повышенного внимания.

Основные вопросы, возникающие в холодный период:

  • Как заводить остывшую спецтехнику
  • Как уберечь ее от воздействия холода
  • Как правильно эксплуатировать в условиях мороза
  • И как не замерзнуть самому

В этой статье мы постараемся обсудить проблемы, возникающие при зимней эксплуатации спецтехники, эффективные методы предпусковой подготовки двигателя, поговорим о мифах, разумных и вредных советах.

Эксплуатация спецтехники в зимний период

1. Предпусковая подготовка двигателя

Именно запуск двигателя спецтехники в холодное время года доставляет наибольшее количество проблем.

Стоит понимать, что в данном случае проблема состоит не в самом двигателе, а в дизельном топливе, которое при отрицательных температурных показателях загустевает за счет образования в нем парафиновых сгустков. Эти сгустки забивают топливный фильтр, и топливо перестает поступать к двигателю.

Таким образом, чтобы решить проблему с запуском «сердца машины», требуется прогреть в первую очередь сам топливный фильтр.  

Есть несколько простых способов, как решить эту проблему:

  • Следует утеплять капот двигателя и моторный отсек. Это можно сделать с помощью установки простого теплового вентилятора под капот. Включив его на ночь в электросеть, и прикрыв капот спецтехники фольгированным пенофтолом, к утру вы получите «теплую» машину, не требующую прогрева. 

Фольгированный пенофтол

Фольгированный пенофтол.

  • Этот способ является эффективным, простым и надежным. А главное – он щадит аккумулятор. Единственный его недостаток – вы должны быть в зоне досягаемости централизованного электроснабжения.
  • Можно установить на машину специальное устройство подогрева топлива (пример - Diesel Therm). Он монтируется перед топливным фильтром и является крошечной отопительной системой, нагревающей топливо за считанные секунды. Работает эта система просто: электрический нагревательный элемент, подключенный к бортовой сети строительной машины, разогревает дизтопливо до температуры +45 градусов, затем автоматически отключается и постоянно ее поддерживает не ниже 40 градусов. Потребляет он не более 200 Вт, является экономным, надежным и безопасным. Недостаток – следует на него однажды потратиться. 

Авиационный подогреватель

  • Еще одним способом является использование мощного авиационного подогревателя. В народе такие называют «стюардессами». Они также работают от бортовой сети машины, но являются более «прожорливыми», хотя и быстро эффективными.

Вредный совет:  добавление бензина или специальных присадок в дизтопливо рекомендовать как способ не возьмемся. Во-первых, это далеко не всегда работает. Потратите деньги и время, а должного эффекта не получите. К тому же некоторые присадки нарушают работу узлов двигателя. Поначалу можете этого не заметить, однако в дальнейшем, вам это может дорого «аукнуться».

2. Разрядка аккумулятора

Аккумулятор для спецтехники

Долго простоявшая спецтехника может полностью утратить заряд аккумулятора. Многие операторы, работая по какой-то совдеповской привычке, и сейчас пытаются дорогую импортную строительную технику запускать с помощью «прикуривания». Однако, стоит учитывать, что современная спецтехника – это часто сложная электроника. Чуть ошибетесь с подключением проводов в процессе «прикуривания», и можете с ней попрощаться. Такой дикарский способ часто приводит к полному выходу из строя всей электроники. Оно вам нужно?

Лучше согрейте аккумулятор в условиях теплого помещения, а затем зарядите его. Потеряете на этом процессе некоторое время, зато не «пападете» в последующем на длительные простои и дорогостоящие услуги электрика.

3. Гидравлическая система

Основной проблемой отказа работы гидравлической системы техники в условиях морозов является загустение масла и несрабатывание предохранительных клапанов. В особенности это касается крупной строительной и дорожной техники, у которой шланги высокого давления имеют большую поверхность. В таких шлангах масло остывает с катастрофической скоростью. Несколько раз попытаетесь заставить гидравлическую систему работать «в холодную» и на выходе получите растрескивание и разрывы ее шлангов и уплотнений.

В данном случае можно посоветовать лишь одно: после того, как вам удалось запустить двигатель, постарайтесь поначалу не использовать гидравлику «на полную». Подойдите к этому вопросу бережно и постепенно. Только при подобном подходе, она сможет прогреться аккуратно, с минимальными потерями.

Впрочем, стоит отметить, что в некоторой современной технике вопрос быстрого охлаждения гидравлики решен производителем. Гидросистемы таких машин имеют закрытый контур, и значит, в них уменьшена поверхность шлангов и объем рабочей жидкости.  

4. Ходовая часть

Ходовая часть строительной и дорожной техники также страдает от низких температур в период холодов. Если на ходовую часть налипнет замерзшая грязь, лед или снег, при вашей попытке начать работу, она может начать артачиться. Сковывание вращения или подвижности рабочих органов приводит к их перегреванию, а значит выходу из строя уплотнителей, резиновых колец, самих рабочих поверхностей и режущих кромок.

Вот несколько советов, как этого избежать:

  • Не бросайте технику в грязи на ночь. После окончания работы «покатайте ходовую», чтобы с нее стекла вода и грязь. А затем вывезите машину на самое сухое место.

Уход за спецтехникой в зимний период

  • Подстелите что-нибудь под колеса или гусеницы техники. За ночь они могут примерзнуть к грунту, а затем при попытке сдвинуться с места, порваться. Обычный картон, доски или старые покрышки избавят вас от этих проблем.
  • Замените резину вашей автомобильной строительной техники на зимнюю. Казалось бы, совет примитивный, однако, часто им почему-то пренебрегают, вспоминая лишь в момент аварий и курьезов.

5. Проведение строительных работ в зимний период

Строительные работы спецтехники в зимний период

  • Во-первых, повторим аксиому: не ездить быстро. На замерзших дорогах и грунтах снижено сцепление колес с поверхностью. Даже если вы абсолютно уверены в технике и себе, не испытывайте судьбу – оно того не стоит.
  • При проведении землеройных работу в зимний период стоит изменить тактику копания: не долбите ковшом замерзший грунт, а подрезайте его пластами. Это сбережет рабочий орган машины и сделает эффективными ваши усилия.
  • При работе с такими грунтами, как намывной песок, зимой лучше дополнительно использовать бульдозер-рыхлитель, который подготовит грунт для его дальнейшей перегрузки экскаватором.  
  • Перед тем как начать работу на неизвестном месте, стоит проверить площадку на наличие спрятанных под снегом «предметов», дабы не повредить их или спецтехнику.
  • Прежде чем выезжать на определенные работы, трезво оцените погодные условия и свои возможности. Иногда очень мерзлый грунт совершенно бес толку пытаться разрабатывать. Вы потратите массу времени, топлива и усилий, а результат будет минимальным.
  • Не забывайте, что погода – штука капризная. Сегодня на улице снег и мороз, а завтра может наступить резкое потепление, и значит, весь этот снег и лед превратиться в кашу из грязи и воды. Поэтому, старайтесь не бросать технику посреди сугробов и полей – завтра она может оказаться «по уши» в болоте.
  • В морозы пороги, ступеньки и поручни спецтехники имеют обыкновение покрываться льдом. Будьте осторожны, очищайте эти поверхности от налипшего снега и грязи.
  • Если место вашей работы будет находиться далеко от населенного пункта, подумайте о наличии нескольких гарантированно надежных средствах связи с внешним миром. Вы должны иметь запасную возможность связи на непредвиденный случай. Холод вас не пожалеет, и значит позаботьтесь о себе сами.

6. «Зимний» выбор ГСМ

Любой опытный механик скажет, что правильный выбор горюче-смазочных материалов является гарантией долгой и беспроблемной службы спецтехники. При выборе стоит, в первую очередь, отдавать себе отчет в каких условиях будет работать ваша машина: в условиях тяжелой проходимости, в городской черте, или эта работа будет предполагать 24-часовую эксплуатацию на различных стройплощадках.

Масла являются посезонным продуктом, каждое из них стоит использовать в назначенный период. «Арктические» ГСМ можно применять только при очень низких температурах, использование таких веществ в «нулевую» погоду принесет технике вред. Неправильно подобранные ГСМ со временем загрязняются, теряют свою вязкость. Итогом становится повышенный износ деталей.

Вредные советы: не стоит разбавлять масло дизтопливом. Известно, что это очень распространенный метод. Однако мало кто задумывается, что дизтопливо в последующем никуда не испаряется, а по факту разбавляет масло, лишает его смазочных свойств и вымывает полезные присадки.

Полезных советов в данном случае существует только два:

  • Использовать правильно подобранные сезонные смазочные материалы;
  • Не жадничать и покупать качественные синтетические материалы, такие, как Shell или ЛУКОЙЛ.

Проведение строительных работ в зимний период

7. Запуск электрогенератора

Часто встречаемой проблемой работы спецтехники в холода становится запуск электрогенератора.

Попробуем дать несколько советов по устранению данной проблемы:

  • Здесь работает тот же принцип, что и с двигателем. Следует утеплять отсек генератора всеми возможными средствами. К примеру, некоторые производители спецтехники выпускают специальные кожухи, предназначенные для шумоизоляции. Именно их, покрыв, например, пенофолом, можно приспособить под обогрев.
  • Опять же существуют встраиваемые отопители подогрева охлаждающей жидкости. Такие устройства особенно полезны для обогрева дизельных генераторов. Их устанавливают на контур охлаждения двигателя, таким образом обеспечивая прогрев жидкости и повышения температуры масла в картере. Они работают либо от электросети, либо на автономно на дизельном топливе.

8. Топливный бак и топливо

Многие операторы в холодный период года часто сталкиваются с проблемой замерзания конденсата в топливном баке. В результате сливной кран бака замерзает.

Методов борьбы с этой проблемой множество, однако далеко не все они эффективны, безопасны и полезны.

Вредные советы:

  • не стоит отогревать сливной кран с помощью чего-либо горящего. Эффект может быть мал, а вот вероятность пожара крайне высока.
  • Использование керосина в данном случае тоже принесет вам больше вреда, чем пользы. Эффект керосина базируется на том, что данное вещество растворяет серу в дизтопливе. А сера в свою очередь имеет неплохие смазывающие свойства. Но «неполезность» данного совета заключается в том, что керосин способствует быстрому износу деталей. То есть кратковременный эффект вы получите, но в долгосрочной перспективе приобретете на свою голову проблемы с ремонтом.

Полезные советы:

  • Одним из эффективных способов является использование присадок и антигелей. Но все мы понимаем, что работают они лишь на не очень низких температурах, к тому же стоят немалых денег. Так что данный метод можно рекомендовать как некую разовую акцию, а не постоянный способ.
  • Газовый фен. Его просто сделать собственными руками из метровой трубы от газового котла с углом 45-90 градусов. Внутрь помещается газовая горелка и газовый баллон. Это устройство следует разместить под спецмашиной. Примерно через пол - часа техника будет отогрета.
  • Некоторые опытные операторы делятся и таким нехитрым способом: надевают на сливной кран топливного бака шланг с пробкой. В таком случае конденсат скапливается не в кране, а в шланге, и замерзший лед с легкостью оттуда можно вытряхнуть. 

9. «Печка»

Мы подумали с вами о том, как не дать замерзнуть нашим «стальным коням». Однако, об операторе техники ни в коем случае нельзя тоже забывать. Подчас он проводит в кабине спецмашины несколько часов кряду. Условия его работы являются экстремальными, опасными и тяжелыми. Только комфорт и максимально эффективное использование наших возможностей сможет обеспечить его высокую производительность и безопасность. В холодное время года, водитель, прежде всего не должен мерзнуть. При неработающем двигателе, водительская кабина очень быстро охлаждается.

Данную проблему можно решить тремя способами:

  • Поддержание стационарной «печки» кабины оператора в рабочем состоянии. И этим следует заниматься не тогда, когда на улице уже минусовая температура, а загодя. Проверяйте исправность «печки» осенью, займитесь ее починкой и отладкой. В этом случае вам не придется впоследствии мерзнуть и проклинать холода.
  • Вы можете установить в кабине автономный воздушный отопитель воздуха, позволяющий поддерживать хотя бы минимально приемлемую температуру при неработающем двигателе. Этот способ является малозатратным, к тому же он предотвращает замерзание стекол кабины, что очень немаловажно. Если же вы «разоритесь» на покупку жидкостного отопителя, то этот агрегат сможет прогреть не только водительскую кабину, но и двигатель машины (неплохим примером таких отопителей является продукция фирмы «Eberspacher» и «Webasto»).
  • Пожалуй, самым дешевым способом согревания оператора спецтехники, является установка подогрева водительского сидения. Дешево, сердито, однако не очень эффективно.

 

Теги

Комментарии