сб, 2014-05-31 10:09
Поделиться

Кое-что о траншеекопателях

Приходит мужик наниматься на стройку.

- Что ты можешь делать? – спрашивает его прораб

- Могу траншеи копать.

- А что еще?

- Могу и не копать!

Столь узкая специализация не приветствуется среди рабочих строительных специальностей, чего нельзя сказать об используемых в строительстве механизмах и приспособлениях. Одним из них является заявленный в заголовке статьи «Траншеекопатель». По определению это строительная машина, предназначенная исключительно для рытья (если нравится – копания) траншей.

Определение понятий и история вопроса

Само название определяется понятием траншея (в переводе с англ. - Trencher, франц. - Tranchée, с итальянского trincea), что означает по-русски одно и то же - окоп, сапа, ров, канава, щель. Слова, в принипе понятные, но не очень определенные. Наверное, правильно будет определить траншею как достаточно протяженную выработку в грунте, имеющую прямоугольный или трапецеидальный профиль. Исторически траншеи (рвы, окопы, щели) были в основном применимы к военным аспектам жизни (крепостной и противотанковый рвы, окоп полного профиля, щель для укрытия от бомбежек). И эта фортификационно-строительная задача решалась преимущественно «по-славянски» - с помощью «эх, дубинушка, ухнем» а также большой и малой саперной лопат. Как ни странно, первыми, кто озаботился облегчением труда траншеекопателей, были не «мудрецы - англичане, изобретшие машины», а «русские розмыслы», создавшие еще в начале прошлого века на заводе Путилова в Питере прототип траншеекопателя. С начала века до революции они сделали дюжину паровых машин на рельсовом ходу.

Итак, что же такое «траншеекопатель»? Ответ напрашивается сам собой – аппарат, механизм, приспособление, главное (и единственное) предназначение которого является рытье траншей всех (разных) видов и назначений. Траншеекопатели классифицируются в зависимости от видов (профилей, глубины, ширины) траншей. Их можно сортировать по «калибру» - портативные (ручные), среднего размера (их еще называют «компактные») и тяжелые. Другой подход к классификации по принципу действия – роторного типа и цепные. Они также бывают навесные и стационарные; по виду используемых режущих элементов, области применения (для рытья окопов, мелиоративные, для прокладки трубопроводов и т.д) и пр.

Основные виды траншеекопателей и их общие характеристики

Разберемся по порядку. Ручные (портативные) – предназначены для «любительских» и полупрофессиональных работ. Имеют автономный бензиновый или дизельный привод и цепную рабочую часть. Они могут иметь такой:

Ручной (портативный) траншеекопатель

или такой 

Ручной траншеекопатель

вид, что в принципе не имеет существенного значения. Такими «игрушками» можно выкопать траншею до 1,2 м в глубину и шириной порядка 10 см (+/-) в зависимости от модели. Для большинства частных потребителей и строителей, обслуживающих подобных заказчиков, траншеекопатели этого класса – прекрасное решение для бизнеса. 100-мм траншея обеспечивает большинство потребностей – как в дренаже, так и в канализации. Портативность, небольшая масса (до 150 кг) и простота обслуживания – изрядные преимущества перед более «тяжелыми» и, объективно говоря – куда более дорогими моделями.

Траншеекопатели среднего размера естественно, более мощные и производительные. По большей части это не специальные механизмы, а навесные агрегаты на существующие виды спецтеники.  

Такие аппараты куда более производительны по сравнению с портативными и будут полезны для строителей, занимающихся как индивидуальным, так и промышленным строительством. Достоинствами подобных устройств являются оптимальное соотношение цена-качество-производительность и возможность многофункционального использования основного агрегата. Главным их недостатком является необходимость дооборудовании трактора ходоуменьшителем. Существуют и роторные варианты навесных устройств, но они используются значительно реже, преимущественно при проведении дорожных работ. 

Навесной траншеекопатель

В качестве «привода» используются и гусеничная техника, и тогда машины «среднего класса» сближаются с представителями тяжелого. Траншеекопатели последней группы принято называть «траншейными экскаваторами». Их характерная особенность – узкая специализация, они предназначены почти исключительно для рытья траншей, обладают высокой производительностью и выполняются в виде единой машины на специально разработанных или переоборудованных из тракторов самоходных шасси.

Принятая классификация включает буквы ЭТ (экскаватор траншейный) с добавлением букв Ц (цепной) или Р (роторный); далее идут цифры – первые две указывают максимальную глубину траншеи в дециметрах, остальные цифры и буквы определяют модель и другие второстепенные характеристики. Например, ЭТЦ-202 

Траншеекопатель ЭТЦ-202

расшифровывается как «экскаватор траншейный цепной с максимальной глубиной траншеи 2 м», а ЭТР-204 

Траншеекопатель ЭТР-204

 – это соответственно «экскаватор траншейный роторный с глубиной копаемой траншеи до 2 м», модель 4.

В ряду тяжелых траншеекопателей некоторые специалисты выделяют быстроходные траншейные машины – например БТМ-4, 

Траншеекопатель БТМ-4

выпускавшаяся на базе гусеничного тягача МТ-Т и «полковая землеройная машина» ПЗМ-2 производства

«Полковая землеройная машина» ПЗМ-2

Харьковского завода. Такие траншеекопатели могут за час отрыть окоп полного профиля протяженностью до 350 м. Гражданская область их применения – масштабные работы по прокладке магистральных трубопроводов; подобная высокопроизводительная техника используется при мелиоративных работах. Для «обычных» строителей существенного интереса не представляет ввиду высокой стоимости и габаритов, не позволяющих использовать ее в городах.

Отечественная или зарубежная?

Советский Союз до его развала был одной из ведущих держав по производству траншеекопателей – за послевоенную историю было запущено в производство более 100 моделей. Однако в последние 2,5 десятилетия производство этого вида техники сократилось более чем в 10 раз, закрылось большинство специализированных заводов; вместо отечественных (кстати, исправно работающих по сей день) траншеекопателей на рынке появилась иностранная продукция – преимущественно производства США, Англии, Японии и Китая. Эти машины «умны», созданы по последнему слову техники, удобны в управлении и безопасны, но, и, разумеется, дороги в покупке и обслуживании.

Комментарии