ср, 2014-12-24 11:02
Поделиться

Мнение: рынок аренды спецтехники – кто «выживет» в 2015 году.

В стране очередной кризис. Надо сказать, что к состоянию кризиса наш бизнес, да и простые люди уже привычны. Падение курса доллара уже не сказывается на нас так губительно, мы научились приспосабливаться к сложностям украинской экономики, политической неразберихе, колебаниям цен на топливо и произвол чиновников.

В отличие от России и Белоруссии, где обвал курса рубля вызвал панику и ажиотаж в розничных сетях и обменниках, где люди в ужасе бросились скупать иностранную технику и валюту, нас, украинцев, еще предыдущее сбежавшее правительство научило не уповать на национальную валюту. Мы храним деньги в долларах или евро, знаем, что в себестоимость продукции или оказываемых нами услуг стоит сразу закладывать некую «подушку» на случай рисков. Да и вообще, лишения образовывают в душе мозоль. Мозоль, которая уже не так болит, когда на нее наступают. 

Рынок аренды спецтехники Украины

Мы спокойно, с долей философии относимся к очередным пертурбациям, и всегда уповаем на лучшее. И лучшее обязательно наступит! Не потому, что мы этого хотим, а потому, что мы этого заслуживаем и плохое, как говаривал один мудрец, «тоже заканчивается».

Но сегодняшний кризис навел на некоторые размышления о состоянии рынка услуг по аренде спецтехники в Украине и его дальнейшем развитии. Этими мыслями и хочется с вами поделиться.

Как известно всем игрокам рынка строительной техники, данный бизнес имеет сезонность. Сезон работы спецтехники в Украине, по большей части, обусловлен сменой времен года и начинается примерно в конце апреля - начале мая и длится, ориентировочно, до начала сезона холодов, то есть, до ноября-декабря. По обыкновению, именно весной/летом в этом бизнесе начинался всплеск активности застройщиков и заказчиков, приводящий к ситуации, когда работы становилось много, а техники откровенно не хватало. В предыдущие годы иногда частичный всплеск происходил и вне сезона, где-то под самый конец года. Чаще он был обусловлен «выкидыванием» бюджетных денег на рынок, к примеру, «Укравтодором», которому необходимо было «освоить» выделенные государством средства до конца года.

Но более закономерной была ситуация, когда вне сезона это положение выглядело с точностью до наоборот: ведущихся строительных работ оставалось мало, а свободной техники хоть отбавляй.

Однако, 2014 год в Украине оказался чрезвычайно особенным. Во-первых, наша страна неожиданно вступила в вооруженный конфликт. Помимо колоссального оттока бюджетных средств на ведение войны, а также многолетнего обворовывания государства, обвалилась гривна, подешевев еще летом почти на 50 %. Во-вторых, на Донбассе в последний десяток лет активно велись строительные и карьерные работы, что закономерно привело к рождению в данном регионе большого количества фирм – владельцев спецтехники. Военные действия вынудили их вывезти дорогостоящие машины из мест, где вероятность потери техники стала крайне высока. Эти компании ринулись на иные украинские рынки, закономерно перетянув на себя некоторую часть заказчиков. Причем в связи со сложившимися обстоятельствами, за ценой они не гнались, ощутимо демпингуя своими льготными условиями на услуги аренды. Тем самым, не дав произойти необходимому процессу в стране – повышению цен на услуги аренды спецтехники вследствие роста стоимости дизтоплива и падения курса гривны.

В итоге, к сегодняшнему моменту наблюдается ситуация, при которой такие работы стоят столько же, сколько и на начало 2014 года, при этом доллар и ДТ в стране в реальности подорожали больше чем вдвое.

Ко всему прочему, пока цены на работы по техническому обслуживанию строительной и дорожной техники на СТО практически нигде не повысились, но значительно выросли в цене импортные запчасти, ибо их, разумеется, закупают за границей за доллары и евро.

Так каков же может быть прогноз отрасли услуг спецтехники на 2015 год в Украине?

Стоит, прежде всего, отдавать себе отчет, что игроки данного рынка, скорее всего, в будущем 2015 году разделятся на три лагеря, и условия их работы станут отличаться коренным образом.

Прогноз отрасли услуг спецтехники на 2015 год в Украине

Первые участники – это владельцы кредитной и лизинговой спецтехники, которым по логике вещей нужно будет отдавать деньги банкам по новоиспеченному курсу. Сказать, что это сложно, значит ничего не сказать! Они либо будут хвататься за любые работы с низкой стоимостью, либо, так как, вероятнее всего, отдавать долги им будет нечем, на некоторое время свои банковские выплаты вынуждены будут заморозить. В итоге такие игроки, боюсь, продержатся недолго. В любом случае, хочется пожелать им лучшего, но положение у них будет незавидным.

Вторые участники – это предприятия, которые не станут повышать цены на свои услуги, таким способом пытаясь привлечь как можно большее количество заказчиков. При подобном подходе, чтобы не уйти в минус, нужно заливать в технику гнусную, разбавленную солярку. Не повышать зарплаты операторам и механикам, периодически задерживать их выплаты. И главное – «убивать» технику. То есть работать до полного износа, минимально в нее вкладываясь. Такой подход к работе быстро выведет машины из строя, работники разбегутся, а фирма просуществует недолго.

Третья категория участников – это компании, для которых сохранение их структуры станет главным смыслом существования. Залогом этого будет сокращение неоправданных расходов, перевод предприятия на жесткую экономию, в штате останутся исключительно те работники, кто будет оправдывает свое существование. И все равно данным игрокам рынка придется повысить стоимость своих услуг, ибо иначе не выжить.

Владельцы спецтехники прогнозируют, что разумным ростом цен стало бы подорожание услуг на 15-20%. Примерно такие цифры были бы адекватными сложившейся обстановке.

К тому же заказчики, погнавшись за низкими расценками, довольно скоро смогут осознать, что дешевизна в данном секторе бизнеса – это потери. Потери, прежде всего, времени. Так как хорошая техника, чтобы выполнять работы, должна качественно обслуживаться. А опытные операторы, способные на машине творить чудеса, не могут работать без соответствующих зарплат.

Опытные операторы спецтехники 

Застройщики и заказчики, понимая сложившуюся обстановку в стране, смогут откорректировать свои сметы, ибо на самом деле услуги спецтехники, к примеру при строительстве недвижимости, в них составляют не более 20% от общей стоимости.

Позитивным моментом может стать и то, что к концу года на рынке появится много конфискованной банками техники, и техники, «убитой» ее прошлыми хозяевами. 

Конфискованная банками спецтехника

Так что, вероятно, 2015 год сможет показать, кто из игроков данного бизнеса окажется мудрым, спокойным и терпеливым. Способным подстроиться под новые условия работы, и быть, может, имеющим «подушку безопасности» на случай рисков.

Выживут самые умные.

Теги

Комментарии