ср, 2015-12-09 11:18
Поделиться

Самые масштабные разрушения зданий в мире

Часть 3

«Коллапс строения Савар»

Мы продолжаем знакомить вас с самыми трагическими историями обрушения строений современности (см. Часть 1 и Часть 2).

И сегодня речь пойдет о диком и страшном по своим масштабам крахе здания, который произошел в 2013 году, унеся с собой невероятное количество человеческих жертв.

Эта авария получила название «Коллапс строения Савар», а произошла она в среду 24 апреля 2013 года в районном центре Савар, который расположен в 24 км от города Дакка (Бангладеш).

Обрушившееся здание являлось 8-этажным коммерческим строением Рана Плаза, в котором на момент аварии находилось множество магазинов, банков, офисов, а также пять крупных швейных фабрик. При этом, если магазины и офисы располагались на первых этажах здания, то именно фабрики, оснащенные, разумеется, тяжелой и массивной промышленной техникой, по какой-то причине размещались на верхних этажах строения, тем самым оказывая на него непомерную нагрузку. На этих фабриках в общей сложности трудилось более 4000 работников, производя одежду таких ведущих марок, как Benetton, Mango, Walmart, Auchan (АШАН), и др.

 

История

Первые серьезные трещины на нижних этажах строения были обнаружены накануне его обрушения, 23 апреля. Тогда все банки, офисы и магазины были немедленно закрыты и освобождены. Однако, руководителями швейных фабрик эти зловещие признаки были проигнорированы, и уже на следующий день, угрожая штрафами и увольнениями, они вынудили всех своих сотрудников вернуться на рабочие места. Именно в утренние часы, когда весь штат предприятий и прибыл на работу, здание, и так уже основательно подточенное аварийными процессами, обрушилось.

Поначалу в строении отключилось электричество, и умолкли дизель-генераторы, расположенные на верхнем этаже. А затем, в 8.57 утра по местному времени, здание рухнуло, сложившись, словно карточный домик, оставив целым лишь первый этаж. Один из выживших работников впоследствии расскажет, что это было похоже на невероятно мощное землетрясение, которое длилось всего несколько секунд. На момент краха в здании находилось около 4000 человек. Всего же, после завершения спасательных операций, которые длились вплоть до 13 мая, выяснилось, что под его обломками погибло 1129 человек, а еще 2515 оказались ранеными, но спасенными. Такое количество человеческих жертв в результате обрушения строения стало самым массовым в истории человечества.

Спасательная операция

В первые же часы после произошедшего Коллапса Савар, Организация Объединенных Наций предложила Бангладеш свою помощь, готовя в самые короткие сроки направить в страну отряды специально подготовленных спасателей, обладающих ультрасовременной техникой. Дело в том, что на тот момент, по оценкам ООН, у Бангладеш  отсутствовал как необходимый для проведения столь сложных спасательных операций персонал, так и нужное оборудование. 

Но это предложение было отклонено «гордыми» властями, пожелавшими сохранить все свои секреты в тайне. Чиновники страны, опасаясь нанести вред имиджу Бангладеш и правящей партии, отказались принять помощь. И в итоге, основная часть спасательной операции проводилась простыми гражданами-добровольцами, которые не умели искать людей под завалами и оказывать им помощь. О специальном оборудовании и вовсе не шла речь, ведь большинство людей даже не имели защитной одежды, бродя по бетонным завалам в коротких шортах и шлепанцах.

А ведь на протяжении нескольких дней под обломками обрушившегося строения спасения ждали люди, еще живые, но придавленные глыбами бетона и кусками арматуры. Некоторым из «похороненных заживо» приходилось пить собственную мочу, дабы не умереть от жажды. Но операция проводилась непрофессионально и слишком медленно, в итоге многие люди, которых потенциально можно было спасти, погибли, так и не дождавшись помощи. 

Более, чем половина жертв, погребенных под обрушившимся строением, оказалась женщинами, которые трудились на фабриках швеями. Много с ними погибло и их детей, ведь сотрудницы предприятий, приходя на работу, приводили их с собой и оставляли в яслях, которые находились в этом же здании.

Поняв весь ужас сложившейся ситуации, 25 апреля правительство Бангладеш объявило Национальным днем траура, и лишь 8 мая на место аварии уже были вызваны войска, призванные достать из-под обломков все оставшиеся тела погибших. После этого, спасательная операция продлилась еще неделю, и спустя 17 дней после обрушения, 10 мая 2013 года из бетонных завалов извлекут последнего живого свидетеля аварии – женщину по имени Решма. Как ей удалось выжить в столь ужасающих обстоятельствах, только Богу известно.

Причины аварии

Как всегда происходит в таких историях, основными причинами краха здания в Саваре, оказалось нарушение строительных норм:

  1. Изначально здание было возведено на месте подземного озера, где почва была насыщена водой.
  2. Оно было построено, как коммерческое строение для размещения в нем кафе, магазинов и офисов, а в итоге использовалось, как промышленное. О рисках обустройства в доме швейных фабрик, архитекторы и инженеры неоднократно уведомляли владельца, предупреждая его, что здание может не выдержать веса большого количества людей и вибрации от работающей техники;
  3. В строительном проекте, на который было получено разрешение от властей, здание имело 5 этажей. Таким образом, три верхних этажа были достроены незаконно, что привело к перегрузке несущей конструкции;
  4. При строительстве использовались низкокачественные, дешевые материалы, что не могло не сказаться на его устойчивости;
  5. На верхнем этаже здания установили тяжелые дизель-генераторы, которые усугубили и без того тяжелую ситуацию.

 

Впрочем, выявленные нарушения, как оказалось, всегда были известны его владельцу  Сохелу Рана, члену молодежного крыла правящей партии Бангладеш. Этому богачу принадлежало множество зданий, банков и предприятий страны, а его темные делишки долгое время покрывались чиновниками, щедро сдобренными взятками. Отсюда можно сделать простой вывод, что одной из причин катастрофы также являлось отсутствие надлежащего государственного контроля и коррупция. 

Последствия аварии

На следующий день после обрушения здания Рана Плаза, власти Бангладеш подали иск против владельца здания и директоров пяти швейных фабрик, работающих в нем.

И хотя изначально премьер-министр страны, Шейх Хасина, отрицал свои связи с Сохелом Рана, шквал общественной критики вынудил его арестовать своего «однопартийца». Сохел Рана неожиданно подался в бега, а вот пятерых владельцев фабрик удалось упрячь за решетку.

Коллапс строения Савар побудил многих работников иных промышленных предприятий выйти на митинг 1 мая. По сути, они бунтовали против условий, в которых трудились. Ведь на поверку оказалось, что зданий, подобных Рана Плаза в стране множество, к тому же зарплаты, которые получали простые работники швейных предприятий, находились на крайне низком уровне.

 

В те годы многие предприятия Америки и Европы размещали свои производства на территории Бангладеш, значительно экономя на оплате дешевой рабочей силы, при этом требуя от производителей соблюдения сжатых сроков выполнения работ и высокого качества продукции. Уже на второй день после обрушения Рана Плаза, большая часть западных предприятий свернула свою деятельность в Бангладеш, они навсегда ушли из страны и перенесли свои производства в другие точки мира.

Однако, общественность требовала ужесточения мер, массовые беспорядки в стране не прекращались, и 22 сентября полиция начала стрелять в митингующих, ранив по меньшей мере 50 человек.

Властям Бангладеш пришлось арестовать множество чиновников, и провести массовые проверки промышленных предприятий, обязав их владельцев устранить все нарушения. А очень скоро, при попытке незаконного пересечения границы, был арестован и Сохел Рана.

Общественность потребовала от властей его смертной казни, обвинения всех владельцев брендов шитой одежды и выплаты ими компенсации пострадавшим. Спустя время жертвы и их родственники действительно получили материальное «возмещение». Однако, большинство мировых брендов отстранилось от решения проблемы, проигнорировав свое участие в судебных заседаниях. В итоге, в большинстве случаев компенсация была столь мала (по $200), и выдавалась лишь в случае ДНК-подтверждения, что по сути, таковой не являлась. А главный виновник, Сохел Рана до сих пор жив и отсиживается в тюрьме.   

30 августа 2013 года, спустя 100 дней после краха Рана Плаза, жертвы трагедии и их родственники воздвигли возле места обрушения здания мемориал, посвященный погибшим. 

Комментарии