Трехколесный седельный тягач - история необычного грузовика
Коммерческие трициклы — это распространённый вид транспорта. Седельные тягачи — тоже. Но история знала удивительный случай, когда инженеры попытались их скрестить и даже преуспели. Итак, перед нами Scammell Scarab - так сказать, помесь муравья и слона.
Всё началось в 1933 году, когда британский производитель грузовиков Scammell купил у компании Napier право на производство их опытной разработки — компактного фермерского трицикла с небольшим полуприцепом. Машина получила название Scammell Mechanical Horse и получила немалую популярность — по сути, она заменяла для фермеров лошадь (что видно из названия). Впоследствии лицензию у Scammell купили французы и производили Mechanical Horse аж до 1970 года.
Популярность Mechanical Horse была определена самой идеей «механической лошади». На начало 1930-х и вплоть до 1960-х годов подавляющее большинство фермеров использовали в основном гужевой транспорт. Scammell предоставил им возможность не продавать свои старые телеги и фургоны, а просто «впрячь» их в новый юнит-тягач. Да, именно так: система прицепа Mechanical Horse была предназначена для телег, до того крепившихся к конской упряжи.
Затем компания Scammell пошла дальше. Выпустив 14000 механических лошадей, она представила миру более тяжёлую, грузоподъёмную и откровенно городскую версию тягача — Scarab. Простая деревянная кабина Mechanical Horse уступила места нормальной металлической, двигатель опустили, снизив центр тяжести и сделав машину стабильнее.
Scarab появился в 1948 году, и основным его покупателем стали на первых порах железные дороги, которым компактный тягач был нужен для обслуживания станций. Но затем машину стали покупать предприниматели — и Scarab стал ещё более популярен, чем его предшественник.
В 1967 году компания выпустила третье поколение трицикла-тягача — Scammell Townsman. Дизайн его разработал Джованни Микелотти, представлена машина была с большой помпой — но время такой техники всё-таки уже ушло, и производство свернули всего лишь годом позже. Основными покупателями Townsman стали железнодорожники и Королевская почта.
Всего с 1934 по 1968 год было выпущено около 30 000 трициклов трёх поколений. На сегодняшний день сохранилось порядка 30 Mechanical Horse, 60 Scarab и 30 Townsman. Стоит заметить, что в 1930-х, последовав примеру Scammell, подобный же класс коммерческой техники представила компания Karrier (модель Karrier Cob — она оказалась менее успешной, до наших дней дошло 3 экземпляра).
В 1983 году был образован клуб поклонников трициклов Scammell, занимающийся поиском и реставрацией сохранившихся экземпляров.