Stratolaunch – самолет с самым большим в мире размахом крыльев – совершил свой первый показательный полет. В субботу в 6:58 утра двухфюзеляжный самолет-носитель стартовал с аэродрома в Мохаве, Калифорния на двухчасовой полет над пустыней.
Stratolaunch разрабатывался компанией Stratolaunch Systems, одним из основателей которой был соучредитель Microsoft Пол Аллен. Самолет позиционируется как система «воздушного старта» для запуска ракет и космопланов весом до 250 тонн, которая позволит эффективно выбирать траекторию ракет и использовать меньше топлива для них.
Ранее Stratolaunch уже прошел серию испытаний на взлетно-посадочной полосе, достигнув скорости отрыва передних стоек шасси, но только на прошлой неделе он совершил свой первый успешный полет.
Этот полет ознаменовал следующий шаг в создании систем орбитального запуска, побив аэрокосмический рекорд 1947 года. В тот год свой единственный полет совершила 136-тонная летающая лодка H-4 Hercules. Лодка была выполнена из березовой фанеры и была самым большим самолетом с размахом крыла в 98 метров. Рекорд H-4 Hercules продержался почти 70 лет, до взлета Stratolaunch на прошлых выходных.
Хотя Stratolaunch не самый тяжелый самолет в мире, но он имеет самый большой размах крыльев в истории авиации – 117 м, и длину 73 м. Максимальный взлётный вес – около 590 тонн, с весом подвесной полезной нагрузки 230 тонн. Самолёт оснащён шестью двухконтурными турбореактивными двигателями тягой по 25 тонн, снятыми со списанных лайнеров. Шасси самолета 28-колёсное, а максимальная дальность полета с полной нагрузкой – около 3700 км.
Во время испытательного полета Stratolaunch достиг высоты 5200 метров и максимальной скорости в 304 км/ч. Самолет выполнил серию маневров для оценки летно-технических характеристик, тесты скорости и контроля полета. Кроме того, самолет совершил серию имитированных заходов на посадку на высоте 4500 метров.
Предполагается, что за один полет самолет-носитель сможет поднимать в воздух до трех ракет, что позволит удешевить их запуски. Ранее компания Stratolaunch Systems работала над собственными аппаратами для доставки грузов на орбиту, а также над гиперзвуковыми космопланами Hyper-A и Hyper-Z и водородным двигателем PGA, однако вскоре, после смерти Пола Аллена, компания решила отказаться от дальнейших разработок в этих областях.