пн, 2015-09-07 14:37
Поделиться
Шпионский корабль Гломар Эксплорер, созданный ЦРУ для подъема советской подлодки К-129 отправлен на металлолом из-за низких цен на нефть

Эта новость, прошедшая по лентам мировых информационных агенств, знаменует собой конец длинной истории, начавшейся в далеком марте 1968 года. Именно тогда советская дизель-электрическая подводная лодка проекта 629А с флотским обозначением К-129 (на самом деле ее бортовой номер был 574, который при выходе на боевое дежурство всегда закрашивался) затонула при невыясненных обстоятельствах в Тихом океане. Весь экипаж из 98 человек погиб. Основное вооружение лодки – комплекс Д-4 с тремя баллистическими ядерными ракетами Р-13 подводного старта. Именно это оружие, а также криптографические материалы очень сильно заинтересовали ЦРУ.

Советские военно-морские силы не знали точного места аварии и не смогли найти лодку в ходе массированной двухмесячной поисковой операции. А вот ЦРУ это удалось – лодка покоилась на глубине 5600 метров в 2400километрах к северо-западу от Гаваев. И тогда разворачивается очень мощная операция под кодовым названием «Дженнифер», о которой были осведомлены только самые высокопоставленные лица.

С целью обеспечения легенды прикрытия к операции был привлечен миллионер Говард Хьюз, который построил судно для подводного бурения, якобы для поиска нефтяных месторождений на дне океана. На самом деле корабль, получивший название Glomar Explorer, и построенный на заводах Хьюза в штате Пеннсильвания, был оснащен специальным подводным доком и оборудованием для подъема затонувшей подлодки.

По воспоминаниям участников операции все делалось для того, чтобы СССР не заподозрил истинной цели этой многомиллионной миссии, потому что в таком случае все приготовления прошли бы впустую. По некоторым данным операция "Дженнифер" обошлась американским налогоплательщикам в 350 миллионов долларов.

В августе 1974 года гигантский крюк начал подъем 44-метровой передней секции лодки, в которой должны были находиться ракеты.  Но подъем пошел не совсем так, как планировалось, секция развалилась на куски и на поверхность (а точнее в специальный подводный док) была поднята только носовая часть лодки с телами 6-ти советских подводников, однако ни ракет, ни кодового оборудования американцам добыть не удалось.

Попытки подъема частей подлодки продолжились без особого успеха до февраля 1975 года, когда информация об этой операции все-таки просочилась в прессу. По данным ЦРУ источник утечки так никогда и не был найден, но газета «Лос-Анджелес Таймс» опубликовала по этому поводу большую статью. После этого операция «Дженнифер» была прекращена. В 1992 году бывший директор ЦРУ Роберт Гейтс передал тогдашнему российскому президенту Борису Ельцину видеосъемку захоронения тел шести советских моряков, проведенных по обычаю в открытом море.

Само же судно было в 1997 году переоборудовано в настоящий корабль для глубоководного бурения и переименовано в GSF Explorer. Оно могло проводить бурение на глубине до 9 километров и обслуживалось командой из 160 человек. Аренда такого корабля обходилась до 400000 долларов в сутки.

В 2010 году его купила компания Transocean, известная благодаря аварии своей добывающей вышки в Мексиканском заливе, которая стала самым крупным загрязнением окружающей среды в этой части света. Однако сейчас, когда цены на нефть упали ниже 40 долларов за баррель, крупнейшие нефтяные компании начали избавляться от активов, которые слишком дорого содержать и на которые нет достаточно высокого спроса.

В конце лета 2015 года корабль продан неназванному покупателю и будет порезан на металлолом. Таким образом, завершается история длиной в десятилетия, в ходе которой первое название судна (Гломар Эксплорер) стало синонимом секретности в американском правительстве.

Теги Военная техника

Комментарии