чт, 2014-04-03 16:51
Поделиться
История создания бульдозера
Современный красавец-бульдозер, известный нам сейчас, далеко не всегда был такой мощной, универсальной и буквально всесильной машиной.

История изобретения и создания этой техники довольно интригующа. И поныне многие исследователи ломают копья в спорах, кому же отдать пальму первенства его изобретения. Но в своем большинстве все же склоняются к мнению назвать «отцом» бульдозера Бенджамина Холта. Однако, это мнение весьма ошибочно, ибо на самом деле идея создания отвала и гусеничной ленты принадлежала вовсе не ему.

Лишь труд множества людей и череда открытий в области техники смогла выстроить базис, который в конечном итоге и помог настоящему создателю бульдозера построить столь универсальную машину.

Начало этой истории теряется в далеких временах. Первым звеном в череде открытий, приведших к созданию бульдозера, стал отвал. Этим приспособлением люди с незапамятных времен пользовались, возделывая землю и строя жилища. Он представлял собою раму с металлическим лезвием, которую толкала впереди себя упряжка мулов или лошадей. Так что идея создания отвала совершенно справедливо принадлежит простому народу.

А вот история создания гусеничной ленты более запутанна и берет свое начало в 70-х годах 18 столетия. Именно тогда, в 1770 году англо-ирландский политик, писатель и изобретатель Ричард Лоуэлл Эджуорт запатентовал впервые свою систему гусеничного движителя. И именно ему первому по праву принадлежит называться «прародителем» гусеничного хода.

Этот неординарный человек, помимо своих основных талантов, являлся неплохим хозяином собственного родового поместья Эджуэрстаун в графстве Лонгфорд, Англия. Задумав провести хорошие дороги в своей вотчине, он столкнулся с необходимостью осушения болот. Но люди, лошади и повозки грузли в трясине, что значительно затрудняло выполнение данной задачи. Именно тогда изобретателю и пришла в голову идея, что бОльшая площадь соприкосновения гусеничной ленты с почвой обеспечивает  понижение среднего давления на грунт. Меньшее, чем давление ноги человека. Но, увы, на тот момент его изобретение невозможно было претворить в жизнь, и оно осталось лишь на бумаге.

Такой же мечтой, запечатленной только в виде рисунка, осталось и изобретение в 1879 году русским изобретателем-самоучкой Федором Блиновым транспортного средства, названного им "универсальным вагоном на бесконечных рельсах для перевозки грузов по проселочным и шоссейным дорогам". 

Первый рисунок бульдозера Федора Блинова
И только в 1914 году за создание машины на гусеничном ходу возьмется Бенджамин Холт. Впрочем, и тогда не он являлся автором этой машины. Он действительно занимался разработкой металлической гусеничной ленты на основе парового двигателя. Но его изобретение было несовершенно и никак не приводило Холта к должным результатам. В то же самое время, когда Холт безуспешно бился над решением задачи, компания «Хорнсби» в Англии уже имела в своем распоряжении патент на изобретение устройства, получившего название Caterpillar track - гусеницу, состоящую из отдельных звеньев, и являющуюся прародителем современной стальной гусеницы. Автором этого открытия был ведущий инженер и управляющий «Хорнсби», Дэвид Робертс.
Трактор Хорнсби

Трактор компании Хорнсби 

Но, как вы можете видеть, эта машина вовсе не являлась именно бульдозером. Это просто машина (трактор) на гусеничном ходу, не более.

Однако, невзирая на успешность работы агрегата, как ни странно, открытие гусеничной ленты не принесло ни славы его создателю Дэвиду Робертсу, ни заказов на производство заводу «Хорнсби». И спустя несколько лет, а именно в конце 1913 года «Хорнсби» продал патент на это изобретение Бенджамину Холту, который и смог его запустить в серийное производство. Именно у Холта появилась идея назвать гусеничную ленту гусеничной.

Как вы знаете, при взгляде в объектив первых созданных фотоаппаратов, снимающий видел изображение в перевернутом виде. И вот однажды, фотографируя созданный Холтом трактор, фотограф подметил, что в перевернутом состоянии волнистая верхняя часть металлической ленты машины похожа на гусеницу. Холту понравилось это сравнение, и он принял его в качестве названия для созданной системы движения. Это название использовалось Холтом несколько лет вплоть до формирования компании «Caterpillar Tractor Company». Компания «Caterpillar Tractor Company» была образована в результате слияния компании «Holt Manufacturing Ко» и его основного конкурента «CL Best Tractor gaz Ко» в августе 1925 года.

Трактор Холта

Спустя время, Холт начинает использовать в своих машинах бензиновые двигатели. Первой моделью такого гусеничного трактора станет машина под названием «Модель 40», работающая от двигателя внутреннего сгорания мощностью всего 25 лошадиных сил. Эти первые «холтовские» тракторы использовались исключительно в сельском хозяйстве и лесозаготовках. Однако, во времена Первой мировой войны, оценив способности машины, созданной Холтом, армия взяла ее на вооружение, успешно используя для перевозки тяжелых орудий в условиях труднопроходимой местности. 

Трактор Холта перевозит орудия

Но на «холтовских» тракторах никогда отвала не существовало.

По сути, термин бульдозер технически относится именно к отвалу. Поговаривают, что само слово бульдозер пришло к нам из наблюдений человека за привычкой быков (не в брачный период) толкать рогами своих «меньших конкурентов» вперед. К тому же именно бык во многих культурах олицетворял мощь и силу. Очевидно, именно потому английское слово bull, означающее бык, трансформировалось и превратилось в слово бульдозер, передавая смысл самих способностей бульдозера двигать вперед тяжелые предметы и слои почвы.

На предмет того, кто первым догадался приспособить отвал именно к гусеничному трактору, тоже ведутся довольно ожесточенные дискуссии. Установить истину в данном вопросе исследователям оказалось сложно и в разных источниках автор этого новшества разнится. Кто-то считает им компанию «LaPlant-Choate Manufacturing Company» (Оукс, Северная Дакота, США). А кто-то, на мой взгляд, весьма небезосновательно, отдает лавры этого полезного открытия Роберту Гилмору Ле Торно.

Роберт Гилмор Ле Торно

Этот плодовитый изобретатель землеройных машин за свою жизнь получил более 300 патентов на различные изобретения, в значительной степени улучшив схему устройства многих видов известной нам сейчас строительной техники. Во всем мире для знатоков строительства его имя олицетворяет самые весомые достижения в области проведения землеройных работ. Будучи филантропом, меценатом, талантливым человеком и истинным христианином, он подарил миру не одно замечательное открытие, используя свои способности всегда только в мирных целях, помогая отстраивать и благоустраивать многие отдаленные уголки нашей планеты.  

Уже к двадцатым годам 20 века бульдозер имел гусеничный ход и отвал. Но первым отвалом приходилось управлять вручную, выставляя каждый раз угол его наклона.

Тем не менее, в 1925 году компания «Caterpillar» пробует выпускать первый бульдозер на гидравлическом управлении. Но испытания проходят неудачно, и в машине по-прежнему продолжают использовать систему лебедок, кабелей и тросов.

Цех компании Caterpillar, фото 1925 года

Цех компании Caterpillar, фото 1925 года

В 1931 году выходит первая модель бульдозера с дизельным двигателем, и только к 1935 году успешно внедряют усовершенствование в виде отвала, управляемого гидравликой. Как видите, компанией, которая стояла у самых истоков производства первых бульдозеров, была именно компания «Caterpillar Tractor Company», которая и по сей день «играет главную скрипку» в мире по производству этой техники.

Следующим, и одним из самых важных технологических прорывов в сфере производства машин, стало изобретение гидротрансформатора - устройства, служащего для передачи и преобразования крутящего момента от двигателя внутреннего сгорания к коробке передач. Гидротрансформатор изобрел еще в 1903 году немецкий профессор Феттингер. Изначально это устройство называлось гидромуфтой и, начиная с 1907 года, использовалось исключительно на плавающих судах. Но в 1940 году это открытие было успешно апробировано на легковых машинах Oldsmobile, что в последующем позволило и производителям тяжелой строительной техники внедрить это новшество в свое производство.

В дальнейшем бульдозер будет лишь совершенствоваться, приобретая все большую мощь, размеры, силу и модификации. В 1968 году компания «Komatsu» внедрит систему радиоуправления для бульдозеров, предназначенных использовать в опасных условиях работы, а также изобретет модификацию - амфибию, модель могущую работать на глубинах до 7 м. В 1970 году у компании появится радиоуправляемая и полностью подводная модель бульдозера, способная совершать работу на морских глубинах до 60 метров.

Сегодняшние бульдозеры поражают наше воображение своими возможностями, и являются одной из самых востребованных строительных машин в мире. Но часто ли мы, глядя, на этих суровых «быков» задумываемся о том, сколь долог был путь человека к их созданию? Однажды, посмотрев на яркие бока вашего помощника «быка», вспомните, сколько сил было затрачено на то, чтобы сейчас вы могли управлять им

Теги Бульдозеры

Комментарии