К сожалению, человечество имеет короткую «девичью» память, и запоминает своих «героев» избирательно. К примеру, на сегодняшний день практически каждый знает, что самыми значимыми для нашей цивилизации изобретателями были такие люди, как Тесла, Эйнштейн, братья Райты, Леонардо да Винчи, Генри Форд и Рудольф Дизель. Гении, чьими открытиями мы пользуемся сейчас ежедневно. А между тем, человечество знавало и иных изобретателей, имена которых, к сожалению, не находятся на слуху, но чьи открытия стали базисными, каркасными для последующих поколений.
Одной из таких значимых личностей являлся американский инженер-самоучка Роберт Гилмор ЛеТорно (1888-1969), без изобретений которого сейчас у нас не было бы большинства строительной и карьерной техники.
Ведь за свою жизнь этот человек получил более 300 авторских патентов, создав абсолютно уникальную для своего времени технику. К примеру, вы наверняка не знали, но больше 70% инженерных машин, используемых во Второй мировой войне, были изобретены именно им. А буквально каждая землеройная техника, которую вы сейчас видите на стройках и в карьерах, появилась на свет лишь благодаря его гению.
Этот человек, получивший за свою жизнь только начальное и специальное образование в виде «Специалиста по обслуживанию мотоциклов», сумел не только изобрести, но и построить такое множество удивительных, огромных и необычных машин, что этой истории хватило бы на биографию нескольких десятков человек. Какие-то из его «детищ» оказались очень удачны. К примеру, все фронтальные погрузчики, скреперы и землеройные машины на колесном ходу появились на свет благодаря именно ему.
ЛеТорно на одном из своих погрузчиков
Но была в его истории и такая спецтехника, которая поразила весь мир лишь единичными образцами, оставив в истории неизгладимый след. И сегодня мы расскажем об одном из направлений деятельности ЛеТорно – изобретении им машин для лесоповала.
С самого начала своей деятельности Роберт Гилмор ЛеТорно имел тягу к гигантизму. В его понимании с большими задачами могла справиться только по-настоящему большая техника, и слово «большое» для него значило – больше 100 тонн. Тем более, подобные умозаключения подтверждались результатами Второй мировой войны. Эффективность используемой в боях техники часто напрямую зависела от ее мощи и габаритов. Поэтому, после войны ЛеТорно решил не изобретать компактных машин, а сосредоточиться на создании настоящих многотонных монстров. И где же использовать такую мощю, как не на расчистке территорий? Одним из первых его агрегатов стал огромный «катковый бульдозер», призванный сметать все на своем пути.
В 1954 году лес и кустарник вокруг завода LeTourneau начал крушить первый такой каток, прозванный Tree Roller (не дословно, но по смыслу это переводится, как Лесной Каток). Эта машина имела индекс G-100, и весила «любимых» ЛеТорно 100 тонн.
Машина Tree Roller
Tree Roller был сконструирован наподобие дорожного катка, то есть передвигался на двух огромных стальных барабанах, обшитых полосами крепкого металла. Оба катка были поворотными и ведущими – то есть питались электродвигателями, энергию для которых давал дизель-генератор. То есть эта машина ЛеТорно, по сути, была гибридной, дизель-электрической.
Результаты испытаний техники понравились ЛеТорно, и немного ее переработав, конструктор отправил махину расчищать джунгли Перу, назвав Jungle Crusher G-100 (Дробилка джунглей). А для того, чтобы дробилка не застревала в джунглях (вытаскивать этого 100-тонного монстра – дело еще то!) за ней по зарослям двигался специальный танк Crusher Tender с лебедкой.
Лесоповальный монстр Jungle Crusher G-100
Следующей лесоповальной машиной конструктора стал гигант Tree Crusher G-120, который весил на 20 тонн больше своего «предка».
Его шасси было колесным, «сердцем» являлся дизельный двигатель мощностью 600 л.с., а режущим орудием – стальной бульдозерный отвал. В 1957 году появилась его еще более тяжелая версия -150-тонная, но эту спецтехнику произвели лишь в одном экземпляре.
В 1960 году ЛеТорно создает самую большую в мире (этот рекорд не побит и сегодня) лесоповальную машину под названием Tree Crusher G-175, вес которой, как видно из индекса, составлял невероятных 175 тонн. Оснащенная 850-сильным 12-цилиндровым двигателем, эта махина могла прокладывать огромные просеки в лесу, ведь ширина ее переднего колеса достигала 10 метров, а весило оно более 30 тонн.
Сейчас эта машина «работает» музейным экспонатом
Принцип работы у крушителя был прост (потом ЛеТорно не раз будет его использовать). Машина, оснащенная передней крепкой рамой, наезжала на деревья, заваливая ее, а затем крушила своими шипованными барабанами.
Эта спецтехника также была выпущена в одном экземпляре для Канады, где в провинции Квебек нужно было проводить расчистку больших территорий, куда ее доставили «кусками», а затем собирали на протяжении 4 дней.
Но, этот монстр, как оказалось, был совершенно неработоспособен. Он не умел преодолевать уклоны и неровности почвы, постоянно ломался и везде застревал. И за несколько месяцев работы сумел «сокрушить» меньше 10 км2 леса. Для ЛеТорно это был провал, в результате которого заказчики машины предъявили ему большую неустойку, а стального монстра было решено бросить гнить прямо посреди леса.
Но, великий конструктор тогда не понял своей ошибки, и в 1964 году создал новую машину – удивительного «Лесного Топтуна» (Tree Stomper) модели 6-110, который в корне отличался от своих предыдущих собратьев.
Это устройство являлось шагающей техникой, и было сконструировано специально для валки леса в условиях болот и затопленных территорий. Первую свою работу оно выполнило в 1964 году в округе Дэйр штата Северная Каролина, где показало себя настоящим зверем, не пасующим ни перед чем. Ее отличием от всех существующих до этого шагающих машин являлись невероятные «ноги», которые по факту выполняли одновременную роль и гусениц и понтонов.
Согласно патенту, конструкция этой машины была довольно необычной, и …до ужаса простой.
По сути, это был шагающий многотонный механизм, днище которого и являлось промежуточной опорой при переносе «лап». Он просто передвигался по зарослям, своим весом и передней мощной рамой подминая под себя все, что ему попадется на дороге. Этим, на самом деле очень безжалостным и варварским способом, происходила очистка территорий и прокладка просек в лесу.
Махина весила целых 120 тонн, и была оснащена дизельным двигателем мощностью 475 л.с. При этом, она оказывала очень малое давление на грунт, то есть была вездеходной, но имела дикую тягу. «Ноги» приводили в движение электродвигатели, а поворот техники осуществлялся в процессе поднятия одной из них.
Но, и эта махина оказалось слишком неповоротливой и тяжелой в управлении. Она опять не слушалась, беспощадно уничтожая всех и вся. К тому же часто ломалась, глохла, не могла быть доставлена на место и вытащена из трясины.
Одним из последних экспериментов по части создания лесоповальных огромных машин стала серия Letourneau «Star Wheel» (Звездчатое колесо), выпускаемая с 1965 по 1967 годы. Эту технику оборудовали «гексагональными» колесами, Т-образной нажимной балкой для валки леса, и двигателями Detroit Diesel мощностью 475 л.с. И ее активно использовали для прочистки просек в джунглях Вьетнама во время войны.
Одна из машин серии Letourneau «Star Wheel»
Эта серия стала последней в череде создаваемых ЛеТорно лесоповальных агрегатов.
Поговаривают, что лишь после неудачи с ней, конструктор осознал: большое – далеко не всегда хорошо. Иногда даже в решении крупных задач эффективнее оказываются компактные габариты. Ведь главное – не обладать чем-то по-настоящему тяжелым и мощным, а уметь управлять им и заставлять на себя работать.