Дню автомобилиста посвящается!
Вы никогда не задумывались, почему на нашей планете, невзирая на то, что в бОльшей части стран действует правило правостороннего движения, существуют страны с правым рулем и левосторонним движением?
Причем, что удивительно, согласно последним изучениям археологов, левостороннего движения придерживались даже древние римляне, у которых повозки и колесницы двигались исключительно по левой части дороги.
Оказывается, ученые считают, что, во-первых, изначально практически во всех странах мира люди ездили и ходили слева, а, во-вторых, причиной возникновения этого «левого» правила был вопрос личной безопасности.
Как известно, большинство людей являются правшами, и держать оружие (или кнут для скота) в левой руке они могут с трудом. Между тем, в старые века частенько битвы и военные стычки проходили на дорогах, к тому же на них орудовали разбойники и убийцы.
Так что, вероятнее всего, изначально традиция двигаться по левой стороне появилась именно потому, что наездникам нужен был хороший обзор и подъезд к врагу справа.
Впрочем, до 18 века движение по левой стороне в Европе не являлось узаконенным. Считалось, что левая сторона дороги предназначена для знати, а простое население обязано придерживаться противоположного направления, так что тяжеловесные и неуклюжие повозки низшего сословия всегда ездили справа.
На этом фото видно, что груженые повозки бедняков двигаются по правой стороне дороги
Первый раз на законодательном уровне левостороннее движение было утверждено в 1773 году в Британии, и нарушение его каралось штрафом в размере фунт серебра (454 г).
Но, в истории многих стран наступал такой момент, когда традиции приходилось менять. К примеру, если в Британии левостороннее движение живо и поныне, то французам в 19 веке пришлось изменить своим привычкам. Причиной тому стал левша Наполеон, официально приказавший войскам всегда двигаться по правой стороне. Позже, французская революция утвердила это правило для всех.
В то же самое время и Франция, и Англия активно принялись завоевывать иные государства, создавая из них собственные колонии, и естественно насаждая в них свои правила. Поэтому многие бывшие британские территории, такие как Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка и Индия по-прежнему следуют правилу левостороннего движения. А вот Франция оказалась «законодателем мод» не только в своих колониях, но и в большинстве стран Европы.
В Соединенных Штатах, тем временем, практически сразу зародилось именно левостороннее движение, ибо, во-первых, многие ее первые поселенцы были англичанами, а, во-вторых, в этой стране было принято ездить на повозках, запряженных не одной-двумя, а несколькими животными. Для этих целей погонщик всегда оседлывал левую заднюю лошадь, чтобы легче контролировать группу животных правой рукой.
Так что до массового появления автомобилей на дорогах мира, большинство европейских и западных стран тяготели к левостороннему движению, причем каждая по своей причине.
К примеру, в Европе транспортным средством всегда управляли простолюдины, а люди знатные и богатые сидели сзади, нисколько не беспокоясь о безопасности погонщика. Переломил этот момент величайший изобретатель автомобиля американец Генри Форд, который создал свою популярную модель Ford Т, рассчитанную на массового потребителя.
Автомобиль Ford Т
Этот автомобиль он создавал для личного управления его владельцем, и разместил руль в нем слева, для того, чтобы автомобилист мог приглашать с собой попутчиков. Машина эта тогда стоила доступных денег ($998), к тому же ею самостоятельно захотели управлять многие знатные молодые мужчины, и даже некоторые женщины. Так в Европе понемногу начала появляться мода на транспорт с левой рулевой колонкой. Однако, эту тенденцию каждая страна принимала по-своему.
В Испании, к примеру, до конца 30-х годов 20 века вообще отсутствовали единые правила дорожного движения, и в некоторых ее провинциях транспорт двигался справа, а в некоторых - слева. Чехословакия и Венгрия оказались последними государствами, перешедшими на правостороннее движение после окончания Второй мировой. Но, опять же, до конца 40-х годов многие европейские автопроизводители продолжали выпускать машины и с правыми и с левыми рулями, пытаясь угодить любому потребителю.
"Левосторонняя" Европа
В Украине же правосторонняя форма движения начала появляться где-то в середине 18 века, после того, как любительница всего французского императрица Елизавета Петровна в 1752 году издала указ с предписанием ездить по правой стороне. А вот автомобили с правыми рулями передвигались украинскими дорогами вплоть до начала 1937 года, после чего официально были запрещены советским правительством.
В наши дни левостороннее движение остается нормой для Великобритании, и многих ее бывших колоний, а также для Японии, Индонезии, Таиланда и ряда других стран.
Левостороннее движение в Японии
В свое время, с появлением большого колчиества автомобилей, некоторые государства, такие, как, к примеру, Канада, решили больше не выделяться, и присоединились к числу стран с правосторонним движением. Этот процесс у них прошел довольно легко и непринужденно.
Вот такой коллапс возник на улицах Швеции после введения правил о правостороннем движении
А вот в Швеции в 1967 году правительству пришлось потратить $120 млн., чтобы переучить собственных граждан ездить по непривычной для них правой части дороги. Довольно резко, 3 сентября в 5 часов утра, власти этого небольшого государства обязали каждого жителя «перейти на другую сторону», напечатав для уведомления 30-страничную брошюру (!), объясняющую, как это сделать. В итоге, на дорогах Швеции случился настоящий коллапс, ибо каждый из жителей пытался выполнить предписание, понимая его по-своему. На протяжении нескольких месяцев солдаты армии ездили по дорогам, заменяя знаки, скорость движения законодательно ограничили до 40 км/ч, и лишь спустя пару лет водители таки понемногу стали привыкать к новым правилам движения.