Прошло почти три года с того момента, как малазийский авиалайнер MH370 с 239-ю пассажирами исчез с радаров над Южно-Китайским морем, и 17 января этого года после безуспешных многочисленных попыток его найти было официально объявлено о приостановлении поисковых операций.
Но, кажется, в будущем такие ситуации будут сведены на нет благодаря новым технологиям, которые позволят отслеживать полеты воздушных суден в режиме реального времени и над океанами. Этому помогут околоземные спутники, способные следить за самолетами даже в тех местах, где они находятся вне пределов досягаемости наземных радаров.
К данной спутниковой системе к началу 2018 года обязаны будут подключиться все авиакомпании и провайдеры авиауслуг. И произойдет это по причине введения пакета новых стандартов безопасности, который одобрила международная организация гражданской авиации и ООН. Одним из данных стандартов стало требование к пилотам о сообщении каждые 15 минут своего позиционирования при пролетах над океаном. Ранее такое требование ограничивалось 30-минутным временным диапазоном. Этот стандарт начнет быть обязательным в следующем году, но многие авиакомпании уже начали ему следовать.
Еще один введенный норматив вступит в силу только с 2021 года, и согласно ему самолеты обязаны будут ежеминутно передавать автоматические отчеты о своем местоположении в случае аварийных ситуаций.
Правда, пока эти меры будут касаться только новых самолетов, а между тем авиалайнеры часто имеют срок службы 20 и более лет. А значит, оснащение старых суден новыми системами займет не один год.
Спутниковые системы слежения за полетом могут решить множество проблем, и сейчас их запуском и введением в эксплуатацию занимается американская частная компания Aireon. На прошлой неделе у нее уже заработало 10 таких спутников, еще планируется запустить 55. Когда все спутники начнут функционировать, они обеспечат 100% покрытие земного шара.
Система будет принимать сигналы каждые 1-8 секунд от всех самолетов, оборудованных отслеживающими устройствами ADS-B. Заявлено, что примерно 90% самолетов, летающих над океанами, на сегодняшний день уже ими оснащены. Тем не менее, эта технология работает только тогда, когда ADS-B включен. В случае же с малазийским авиалайнером MH370 это устройство по никому неведомой причине было нерабочим.
Также в пакет новых стандартов безопасности, которые стартуют с 2018 года, вошло техническое требование о работе радиобуя 90 дней (радиомаяк MH370 был обязан работать только 30 дней). Но подобные маяки полезны только тогда, когда поисковики знают, где искать упавший самолет.