Если вы являетесь настоящим ценителем совершенных машин и удивительных технологий, заставляющих груды металла подчиняться человеку, то, наверняка, заметили, что в последние годы все меньше создается техники огромных размеров.
Пожалуй, 20-й век наши потомки смогут с уверенностью окрестить эрой машин-гигантов – танков размером с дом, карьерных самосвалов, больше похожих на корабли на колесах и монструозных роторных экскаваторов, застилающих собой небо. Кажется, 21 век принес человеку понимание, что совершенная машина вовсе не должна быть огромной. Ее предназначение – быть умной, маневренной, универсальной и покорной. А большие габариты – это всегда сложность сборки и транспортировки, огромная себестоимость и низкая скорость, неповоротливость и сложность управления.
Огромный транспортер Le Tourneau Logistical Car TC-497
Сегодня тенденции к уменьшению размеров техники можно увидеть повсеместно – от автомобильной промышленности до военных агрегатов. Все становится более компактным, умеющим решать сразу несколько задач, а главное – взаимодействовать с человеком. Нам больше не нужно покорять пустыни и тундры, ведь к 21-ому веку наша планета оказалась слишком заселена и застроена, а значит, большие машины уступили место своим компактным собратьям.
Не миновала сия участь и военно-инженерную технику, и сегодня мы расскажем об удивительной машине-амфибии, которую начали строить еще в 2008 году, но уже в 2014-ом забраковали именно из-за больших габаритов, мешающих технике быть эффективной.
Как известно, одной из самых крупных в мире компаний, занимающихся концептуальными проектами оборонной промышленности, является американское агентство DARPA, чуть ли не каждый месяц удивляющая нас своими необычными разработками. И когда летом 2014 года общественности стало известно о проводимых ею испытаниях нового транспортера-амфибии, казалось, что вскоре десантные войска Америки обзаведутся мощнейшим транспортным средством, не похожим ни на одно существующее.
Эту машину под названием Ultra Heavy-lift Amphibious Connector (UHAC) создавали специально для корпуса морской пехоты США, и она должна была заменить собой устаревшие, как тогда казалось, гусеничные машины-амфибии AAV-7 и десантные катера на воздушной подушке. Планировалось, что Uhac сможет быстрее передвигаться по водной поверхности, и доставлять сверхтяжелые грузы и штурмовую команду с корабля на побережье, передвигаясь со скоростью не менее 40 км/ч.
На тот момент задействованные AAV-7 на суше могли развивать довольно внушительные 64 км/ч, но на воде оказывались очень тихоходными, ограничиваясь скоростью в 13 км/ч.
Помочь UHAC быстрее доставлять «морских котиков» и их грузы к пункту назначения должна была необычная конструкция машины – начиная от футуристичных гусеничных треков, состоящих их десятков пеноблоков, и заканчивая мощнейшим 300-сильным двигателем.
Его странные гусеницы производства Navatec обязаны были не просто удерживать технику на плаву, как это делают понтоны, а выполнять роль десятков движущихся огромных весел, быстро передвигающих машину не в воде, а по ее поверхности, помогающих технике выдерживать удары волн в шторм, а на суше - преодолевать сухопутные преграды высотой до 3 метров.
Реальный образец этой техники по плану должен был иметь довольно внушительные габариты – 26 м в длину, 16 м в ширину и 10 м в высоту, однако, изначально для проведения испытаний был создан бронированный прототип в 2 раза меньших размеров, который, несмотря на такое масштабирование все равно весил 38 тонн.
Его корпус был изготовлен в основном из алюминиевого сплава, а управление машиной производилось из небольшой рубки, установленной на носу машины-амфибии. Гусеницы позволяли технике беспрепятственно передвигаться по грязи, песку, болоту и даже снегу, оставляя на грунте минимальный след.
По сравнению с существующими транспортными средствами его грузоподъемность была огромной – от 150 до 190 тонн (в противовес 65 т), а дальность движения на одной заправке должна была составлять до 370 км (по сравнению со 159 км), а потому ожидалось, что UHAC будет способен перевозить иные транспортеры и технику, в том числе AAV и боевые танки M1 Abrams. К тому же, эта военная спецтехника в производстве стоила, якобы в 2 раза дешевле, чем те же AAV, имея при этом невероятную мощность и способности.
Но, как говорится, «не так сталось, как гадалось», и проведенные на Гавайях в 2014 году испытания показали, что UHAC, несмотря на подтверждение многих своих характеристик, не смог продемонстрировать заявленную скорость.
Он двигался еще медленнее (8 км/ч), чем уже существующие собратья, тормозил, как на воде, так и на суше, был крайне непоротлив, медлителен и непослушен. Чтобы развернуться, ему требовалось уйма времени и пространства, на водной глади и пляжном берегу он представлял собой уязвимую и крайне удобную мишень для расстрела, и очень скоро стало ясно, что эта машина вряд ли войдет в серийное производство. Три созданных уменьшенных прототипа UHAC были заброшены, так никому и не пригодившись. Полноразмерный прототип даже не начинали создавать, а для многих инженеров его пример послужил еще одним напоминанием – большое часто не синоним хорошего.
Даже надежды некоторых исследователей на то, что изобретенные гусеницы этого транспортера-амфибии могли бы пригодиться строительным и землеройным машинам, не оправдались, и необычный спецтранспорт не сегодняшний день уже всеми подзабыт.