Один из крупнейших промышленных концернов Германии компания «ThyssenKrupp» собирается воплотить в реальность 160-летнюю мечту инженеров – построить в берлинском 276-метровом небоскребе лифтовую систему под названием MULTI, которая является не кабельным горизонтально-вертикальным подъемным механизмом.
По словам производителя, технология, которую будет использовать в строительстве этого удивительного устройства, позволяет сразу нескольким кабинам лифтов передвигаться по замкнутой «петлеобразной» шахте, сформированной внутри высотки.
Движение лифтов обеспечивается особой магнитной системой привода, которая некоторым образом схожа с той, что применяется в поездах Маглева. То есть, лифтовые кабинки будет удерживаться и передвигаться исключительно силой электромагнитного поля, а так как между кабинками и поверхностью шахты будет существовать зазор, то трение между ними будет исключено. По сути, такие лифты, работающие на линейных двигателях, как и поезда Маглева, можно будет назвать монорельсовым средством передвижения.
Уже сейчас эта инновационная лифтовая система полностью спроектирована и просчитана. Внутри небоскреба по лифтовой шахте сможет одновременно передвигаться 12 кабинок, развивающих скорость 18 м/с.
Подъемная система MULTI имеет множество преимуществ перед традиционным кабельным лифтом. Генеральный директор компании «ThyssenKrupp Elevator AG», господин Андреас Ширенбек сказал в заявлении: «Мы считаем, что MULTI - это настоящий прорыв в будущее, который изменит способ перемещения людей и грузов на высоту. Она сократит время ожидания лифта, к тому же, сама система занимает значительно меньше пространства в здании. Добавьте к этому уменьшенный углеродный след – лифт, построенный по нашей технологии, использует на 60% меньше электроэнергии, чем традиционные лифты».
К тому же, данная система не имеет ограничений по высоте, и поскольку она позволяет лифтам менять направление движения на 90°, то они могут двигаться в вертикальной и горизонтальной плоскости. Такие способности открывают новые возможности для архитектуры высотных зданий. Это очень важно, ибо по мнению ученых, к концу нашего столетия 70% населения земного шара будет проживать в городах.
При этом, сейчас во всем мире одновременно работает порядка 12 млн. лифтов, и ежегодно на них проезжает примерно 1 млрд. человек, тратя на ожидание лифта кучу времени. Города постоянно растут ввысь, и с 2000 года по сегодняшний момент количество зданий высотой более 200 м утроилось. Сейчас во всем мире одновременно строится более 180 высоток. Между тем, традиционные лифты ограничены в своих возможностях, да и возможности возводимых зданий они значительно сокращают. Чем выше небоскреб, тем большей величины требуется обычному лифту валы – это отнимает у здания много рабочего пространства, а также требует значительного расхода энергии.
В системе же MULTI лифтовые кабинки, сделанные из углеродных композитов, и все рабочие механизмы имеют малый вес и габариты. Их массы фактически уменьшены на 50% по сравнению с обычными лифтовыми системами. Отсутствие кабелей и противовесов также уменьшает массу системы лифта.
Разумеется, данные выгоды не лишены и своих затрат. Пока известно, что новая лифтовая система MULTI дороже традиционных. Но, как известно, поначалу многие новые технологии являются дорогим удовольствием, которое по мере его внедрения постоянно дешевеет.
По сообщению компании-разработчика, новая система лифтов будет установлена в небоскребе Берлина, строительство которого будет завершено в 2019 году.
Вот как это будет работать: