Автобетононасос – тип строительной машины, предназначенный для приемки бетонной смеси от бетонотранспортирующей техники и подачи её в горизонтальном и вертикальном направлениях к труднодоступному месту укладки.
Современное строительство монолитных бетонных или железобетонных сооружений не может эффективно, и оперативно выполнятся без бетононасосного оборудования. У него есть определенные недостатки: оно очень громоздкое, иногда, необходимо дополнительное оснащение стрелой или лотком, его долго раскладывать-складывать, транспортировка выполняется только с помощью другого средства передвижения.
Но, установка бетононасоса на автомобильное шасси устраняет ограничения и создает новые возможности в использовании:
- быстрая смена позиции благодаря высокой мобильности;
- полная автономность и независимость от других источников питания;
- задействуется минимальное количество трудового персонала;
- нет необходимости к привлечению другого оборудования;
- возможность выполнение работы в стесненных условиях;
- современные бетононасосы оснащены датчиками контроля качества смеси.
Автобетононасосы классифицируют по следующим параметрам:
1. По типу установленного насоса:
- роторные;
- поршневые.
Делятся на два типа:
а) шторочные – механизм подачи закрывается от бетоновода шторками;
б) шиберные – механизм подачи закрывается от бетоновода шибером. Существует две разновидности: S-образный шибер и С-образный шибер.
Рисунок S-образного шибера
Рисунок С-образного шибера
2. По максимальной высоте, на которую возможно подать бетон с использованием базовой стрелы. Современная техника способна подавать раствор на высоту до 65м.
3. Производительность бетононасоса – м куб/час. Средний показатель среди всех моделей 50-60 м куб/час, максимально возможный на сегодняшний день 200 м куб/час.
4. По типу складывания стрелы:
- R-образная;
- Z-образная;
- RZ -образная.
Автобетононасос состоит из двух основных частей – шасси грузового автомобиля, и смонтированной на нем бетононасосной установки со стрелой.
Шасси- это ходовая часть серийного грузового автомобиля с кабиной и двигателем, возможно, с некоторой модернизацией для установки бетононасоса (перемещение баков, осветительных приборов, установка коробки отбора мощности). Чаще всего применяются шасси с колесной формулой 6х4, или 8х4, реже 4х2. Возможно объединение двух типов техники (транспортирующей и подающей бетон) на одном шасси – автобетононасос-смеситель. Эта универсальная техника способна выполнять две функции - доставка бетона на объект и подача раствора в место заливания с помощью стационарно установленного насоса и стрелы.
Бетононасосная установка состоит из следующих узлов: платформа, на которой смонтировано все оборудование, бетонный насос с приводом, приемный бункер, поворотная стрела с бетоноводом и аутригеры.
Существует две разновидности бетонных насосов – роторный и поршневой. В зависимости от типа, насосы имеют разную производительность с различными видами бетона, надежность работы, качество подачи и габаритные размеры.
Конструкция роторного насоса примерно следующая: в стальном корпусе насоса на роторе установлены вращающиеся обрезиненные толкающие и прижимные ролики. При вращении насоса они продвигают смесь из насоса в приемную резиновую армированную трубу небольшого диаметра, обеспечивают всасывание бетона из лотка и подачу в бетоновод. Роторный насос может иметь привод от электрического (гидравлического) мотора, или от силового агрегата автомобиля через раздаточную коробку. Такой насос отличается равномерной подачей бетона, приемлемым уровнем шума, низкой ценой и небольшими затратами на обслуживание. Но, он имеет небольшую производительность и низкую износостойкость расходных деталей.
Поршневой насос состоит из одного или двух поршней, которые поочередно всасывают и выталкивают смесь в бетоновод. У него, примерно, следующий принцип работы:
- в приемный бункер поступает смесь. В нем она постоянно перемешивается, чтобы не слоилась и была однородной;
- поршень бетононасоса возвратно-поступательным движением всасывает смесь из бункера и благодаря работе системе распределительных клапанов подает ее в бетоновод.
Общий недостаток поршневой конструкции - износ механических трущихся деталей, из-за попадания твердых включений между ними. Одноцилиндровый насос не способен выполнять равномерную подачу раствора. Однако он имеет меньшие габариты и не требует мощного приводного двигателя, в отличие от двухпоршневого насоса. Последний, состоит из двух цилиндров длиной около 1500-2500 мм каждый и диаметром не меньше 150 мм. Это позволяет создать высокое давление, и подать бетон на большое расстояние или высоту. Спаренная конструкция равномерно подает строительный материал к месту укладки.
Приемный бункер - это резервуар, соединенный с насосом. В бункер выгружается бетон, и с помощью миксера там постоянно перемешивается. В емкости может устанавливаться вибратор для улучшения прокачки и просеивания смеси.
Стрела - это основной рабочий орган автобетононасоса, от ее характеристик зависит рабочая площадь, в которую возможно подать бетон. Она крепится к установке с помощью опорно-поворотного устройства, и может вращаться по вертикальной оси относительно автомобиля.
Стрела состоит из нескольких секций, соединенных на осевых шарнирах, складывание/раскладывание секций одной относительно другой выполняется гидравлическими цилиндрами. К стреле крепится жесткий бетоновод, он соединяется на локтях гибкими трубами, с возможностью быстрой замены поврежденных участков. Стрела оканчивается длинным, гибким, распределительным трубопроводом длиной 3-7м.
Как было сказано, конструкция стрелы может быть: R-образная, Z-образная, RZ –образная.
R-образная схема самая распространенная благодаря простому механизму раскладывания. Однако, имеет большие габариты и мертвые зоны.
Z-образный профиль стрелы - это более сложная конструкция. Она удобнее в работе в стесненных условиях из-за минимальной высоты раскладывания.
Объединенная конструкция – RZ совмещает в себе достоинства предыдущих типов стрел. Она обладает самым лучшим покрытием рабочей зоны выполнения работ во всех плоскостях стрелы и маленькими размерами.
Аутригеры крепятся осевыми шарнирами к неповоротной платформе бетононасосной установки. Состоят из гидравлических упоров, и гидравлической системы выдвижения. Они предназначены для улучшения устойчивости оборудования при работе стрелы на большом вылете.