Автовышка – это грузоподъемный механизм прерывного действия, смонтированный на автомобильном шасси.
Автовышки используются там, где нужно поднять людей, инструмент или материал для выполнения работы. В основном, это:
- монтаж, обслуживание, ремонт линий электропередач;
- строительство зданий, промышленных объектов, монтаж оборудования и коммуникаций к нему;
- фасадные работы - покраска, восстановление, мойка окон, очистка от снега и сосулек;
- установка и демонтаж рекламных вывесок, баннеров, билбордов;
- помощь съемочным группам;
- обрезка веток деревьев;
- установка спутниковых антенн, кондиционеров, ливневых желобов и труб;
- аварийно-спасательные работы;
- погрузка-разгрузка самолетов в аэропортах.
Основными рабочими элементами автовышки являются поднимающаяся площадка (люлька), и устройство (подъемник), передвигающее эту площадку. Она может быть установлена на поворотную платформу и вращаться вокруг оси относительно автомобиля, или же быть прикрепленной к неповоротной раме и поднимать/опускать люльку только вертикально.
Главное назначение автовышки - подъем и перемещения людей, материалов, инструмента к месту выполнения высотных работ.
По конструкции подъемного механизма автовышки подразделяют на:
- коленчатые или локтевые;
- телескопические;
- комбинированные;
- с ножничным механизмом.
Большинство подъемников автомобильных вышек работают при помощи гидравлического оборудования. Принцип работы примерно следующий: двигатель автомобиля или электромотор через ВОМ или РК передает крутящий момент на насос. Он создает давление гидравлической жидкости в системе. С помощью распределителя оператор вышки управляет перетеканием масла и выдвигает/задвигает нужный гидроцилиндр в телескопе, шарнирном соединении или в опоре триггера.
Гидрозамки и клапаны, установленные в системе, предотвращают неконтролируемое перетекание жидкости, и являются исполнительными органами системы безопасности подъемника.
Конструкция гидравлической автовышки состоит из опорной рамы, поворотной рамы, поворотной опоры, стрелы, люльки, приборов безопасности, гидро- и электрооборудования. Приборы управления могут быть электрическими с дистанционным переключением клапанов гидрораспределителя. Существуют вышки и с ручным управлением. Управление может производиться из кабины, из люльки или с помощью удаленного пульта. Для лучшей устойчивости автовышка оснащена аутригерами с механическим или гидравлическим приводом с замками фиксации.
Коленчатый (локтевой) подъемник имеет простую конструкцию. Стрела состоит из двух-трех секций, связанных между собой осевыми шарнирами. С помощью гидравлических цилиндров происходит движение колен относительно друг друга и опорно-поворотной базы.
Двухлоктевые подъемники, в основном, имеют большие габариты и имеют максимальную рабочую высоту подъема до 22 м. Трехлоктевые механизмы отличаются компактными размерами и возможностью с большей точностью поднесения люльки к месту работы. Наибольшая высота подъема у них достигает 40 м. Основные модели локтевых автовышек это АГП-17, АГП-22, АГП-28, ВС-22К, ВС-28К, ПМС-328-02, ПГ-36А.
Автовышка ВС-28
Телескопические автовышки работают по принципу складывания секции одна в другую с помощью гидравлического цилиндра или цепного механизма. Они имеют сложную конструкцию, и следственно являются более дорогими и непростыми в обслуживании. Но, имеют большое преимущество при работе в стесненных условиях за счет массогабаритных характеристик.
Существуют три разновидности компоновки телескопического подъемника. В первой, телескоп через шарнирное соединение крепится к поворотной платформе, и поднимается с помощью гидроцилиндра. Примером могут быть модели АП-18, АПТ-20, ТА-22, АП-22. Во второй, люлька жестко крепится к подъемнику, а он держится на оси, приваренной к неповоротной раме, и поднимается небольшим гидроцилиндром. По сути, в таких конструкциях подъемник - это большой многосекционный гидроцилиндр, он может перемещать люльку только вертикально. Пример такой конструкции автовышки ТВ-26, ТВ-32. И третий вид состоит из большой платформы, установленной на четыре гидроцилиндра, прикрепленных к раме автомобиля. Такие вышки применяются электромонтажными хозяйствами для обслуживания электросетей. К примеру, модель АТ-70М-041.
Автовышка АП-18
Комбинированный или коленчато-телескопический подъемник вобрал в себя принципы действия предыдущих конструкций. Две-три секции соединены осевым шарниром, и последняя из них, подобно телескопу, выдвигает люльку. Автовышки, построенные по такому принципу, отличаются небольшими габаритами и хорошими показателями максимальной высоты работы - до 50 м. На рынке телескопические вышки представлены такими моделями, как ВИПО-26-01, ПСС141-22Е, ПСС141-28Е.
Автовышка ВИПО 26-01
Ножничная вышка состоит из системы рычагов и гидравлических цилиндров, которые поднимают люльку в вертикальной плоскости. Подъемник имеет простую конструкцию. Работа рычагов похожа на принцип действия ножниц. Такая автовышка обладает некоторыми преимуществами в сравнении с другими типами. Погрузка или загрузка может выполняться со всех сторон, допускается использование при ограничении максимальной высоты на верхнем уровне высотных работ. Рама, на которой смонтирован механизм, оснащена системой аварийной остановки и помогает сохранить жизнь и здоровье работников в случае опасности. Такие автовышки применяются, в основном, на стройках и при обслуживании электросетей, они имеют высокую электрозащиту и максимальную высоту подъема до 12 м. Специальная разновидность ножничных вышек используется в аэропортах для загрузки/разгрузки самолетов. Примером такой автовышки могут служить модели ВА-12, ВАС-7.
Автомобильные вышки отечественного и зарубежного производства имеют грузоподъемность от 100 до 800 кг, большинство выпускаемых моделей могут поднимать вес 250-300 кг.
Также автовышки классифицируют по максимальной рабочей высоте подъема:
- маловысотные – около 18м;
- средневысотные – 18-40 м;
- а для работы на высотах свыше 40 м применяются большевысотные.
На данный момент автовышка с самой большей высотой подъема люльки - это RUTHMANN STEIGER ® TTS 1000 с показателем 100 м и грузоподъемностью 500 кг.
Автовышка TTS 1000