Драглайн – это разновидность одноковшового екскаватора, у которого ковш прикреплен к стреле при помощи гибкой канатной связи. В переводе слово драглайн дословно обозначает скребущий экскаватор, что полностью отображает процесс, совершаемый этой техникой. Своим ковшом драглайн как-бы соскребает вынимаемый материал, а затем с помощью тяговой системы поднимает на поверхность.
Главным отличием драглайна от остальных экскаваторов является то, что благодаря гибкому канатному креплению ковша, драглайн может осуществлять работы, опуская и закидывая рабочий орган на значительно большее расстояние и глубину, чем его собрат – обычный экскаватор. Эта способность позволяет использовать драглайны при проведении таких работ как строительство портов, молов, пристаней, рытье прудов и каналов, дноуглубительных работ.
Также драглайны успешно используются в карьерных работах по поверхностной добыче полезных ископаемых (добыча открытым способом) и постройке насыпей для автомобильных дорог .
В основном драглайны бывают шагающего хода. Такие используют на крупных объектах. Но встречаются драглайны на гусеничной базе, используемые в обычном, бытовом строительстве.
Шагающие драглайны – это огромные, массивные строительные машины, которые на место работы доставляються в разобранном состоянии, где и происходит их последующая сборка.
Известный самый большой драглайн в мире, построенный в 1961 году для Центральной угольной корпорации Огайо (США), имел высоту 22-этажного небоскреба (почти 68 метров), а весил 13 000 тонн.
Фото самого большого в мире драглайна Big Muskie
Такую огромную массу машины, как вы понимаете, тяжело выдерживать грунту, и эту проблему решает гидравлический шагающий движитель. Когда драглайн находится в неподвижном состоянии, он стоит на опорной плите, а при необходимости передвижения переносит весь свой вес на опорные лыжи, или как их называют башмаки. Выглядит это так: экскаватор поднимается над грунтом, перемещается на необходимое расстояние и опять садится на опорную плиту. В это время башмаки также приподнимаются и переносятся вперёд. Так выполняется «шаг» драглайна.
Гусеничный драглайн – это чаще всего подъемный кран с установленной на него лебедкой и ковшом. Эти машины имеют гораздо меньшие размеры, но также как и шагающие драглайны на место работы доставляются в разобранном виде.
Но и тут встречаются исключения. К примеру, один из самых больших в мире роторных драглайнов Bagger 288 (весом 12840 тонн) установлен на гусеничное шасси, своими размерами поражающее воображение.
И этот строительный «монстр» успешно передвигается самостоятельно, умея преодолевать не только автомобильные дороги, но и речушки и линии электропередач.
Как работает канатная система драглайна.
В типичном цикле экскавации драглайна ковш машины опускается вертикально, зачерпывая материал, находящийся ниже драглайна. Затем, при помощи грузовой и тяговой канатных цепей наполненный ковш перетаскивается на поверхность для выгрузки содержимого. Но есть так называемый маятниковый способ заброски ковша. Виртуозный оператор драглайна, притянув ковш до предела к машине, в нужный момент отпускает канат, забрасывая словно удочку, ковш далеко вперед. Опытные операторы подобным способом иногда могут забросить ковш на расстояние, равное половине стрелы. Но такую методику можно применять только на некрупных драглайнах.
Однако, следует учитывать, что драглайн как землеройная машина имеет свои недостатки. Во-первых, драглайн может производить копание только рыхлого материала. Во-вторых, канатное крепление ковша является гибким, и значит, не может обеспечить точность попадания ковша именно в необходимое место. К тому же выгрузку вынутого материала на транспортное средство драглайн осуществить практически не может. Поэтому по обыкновению вынимаемый материал драглайн выгружает в определенное место, откуда уже и происходит его перегруз на транспортные средства.
Драглайны в горнодобывающей промышленности.
Очень активно драглайны используются в горнодобывающей промышленности. Типичный ковш карьерного драглайна имеет объем от 30 до 60 кубических метров. Но встречаются и значительно крупнее, объемом до 168 кубических метров. Длина стрелы также бывает разной, достигая 328 м. Такой драглайн в одном цикле может вынимать до 450 тонн материала.
Большинство горных драглайнов, в отличие от обычных, работают не на дизельном топливе. Их энергопотребление настолько велико, что технику напрямую подключают к высоковольтным сетям с напряжением до 22 кВ. Типичный карьерный драглайн, с 55 кубовым ковшом, может "съедать" в процессе работы до 6 мегаватт электроэнергии.
Также такие драглайны являются довольно неповоротливыми, ибо их огромный вес не позволяет совершать «шаги» с необходимой скоростью. Обычно максимальная скорость большого драглайна – это самое большее, несколько метров в минуту.