Все имеет свою цену, и за научно-технический прогресс человечество расплачивается техногенными катастрофами. Пока человек ездил на лошадях, самое страшное, что с ним могло произойти – это падение с высоты в полтора метра. С появлением автомобилей, поездов и самолетов, авария одного транспортного средства теперь может одномоментно унести несколько сотен жизней. Но, пожалуй, самую дорогую цену мы платим за подчинение себе атома. И на сегодняшний день человечество уже дважды сталкивалось с его 5-уровневым смертельным бунтарством – на Чернобыльской АЭС и на атомной станции в Фукусиме. И в каждой из этих аварий на помощь человеку приходила его способность к изобретательству удивительных машин.
Сегодня мы расскажем вам о спецтехнике, которая каждый раз загоняла взбесившийся атом в клетку, усмиряя и наказывая его. Эти машины изначально не строились с такой целью, их функцией было созидание. Но, они оказались слишком хорошими дрессировщиками, успешно справляющимися с различными катастрофами. И помогал им в этом особый «хлыст» - огромной длины бетоновод.
Этой удивительной спасательной техникой были бетононасосы, которые, быть может, вы не знали, использовались на обеих выше озвученных техногенных катастрофах.
Представьте, вы имеете поврежденный саркофаг, откуда с бешеной скоростью в воздух уходят «войска» заряженных частиц радиации, расползаясь по воздуху и отравляя все живое. Эти дыры не замазать цементом и не заложить кирпичом, их можно только залить толстым слоем бетона.
Разрушенная ЧАЭС
Но атомные станции – это всегда высотные сооружения, возвышающиеся над землей на несколько десятков метров. И, слава Богу, что уже в 1986 году, когда случилась первая авария - на ЧАЭС, в распоряжении человека существовала особая техника – машины, способные с помощью давления, создаваемого поршневым насосом, подавать бетон на огромную высоту.
Первый бетононасос был создан в Германии еще в 1927 году. Тогда, в городе Киль при возведении 30-метрового мемориала в честь моряков, павших в Первой мировой войне, у строителей возникла проблема. Чтобы доставить бетон на самый верх памятника, одного из работников привязали к стреле крана, а экскаватор подавал ему в ковше бетон, который следовало вычерпывать на мемориал. Но строителю постоянно приходилось вертеться вокруг своей оси, и в итоге он сорвался с высоты, погибнув на месте.
Так этот мемориал выглядит сегодня
Именно после этого прискорбного случая подрядчик проекта, немецкий инженер-изобретатель Макс Гис, воскликнул: "Ах, если бы мы только могли закачивать бетон на высоту!». И вскоре, в компании с инженером Фрицем Адом он изобрел такую машину не только на бумаге, но и построив первый опытный образец. Впрочем, тогда бетононасос не стал промышленно выпускаемой техникой, а прошел еще долгий путь своего развития.
Настоящую популярность он завоевал после Второй мировой войны, когда многим странам мира пришлось спешно восстанавливать города, разрушенные фашистами. Первый именно гидравлический бетононасос был создан в 1968 году, и построила его немецкая компания «Schwing», которая и по сегодняшний день является лидером в производстве оборудования для бетонирования.
А массовое производство этих удивительно умных машин было налажено только в 1973 году, то есть за 13 лет до аварии на ЧАЭС.
Как вы понимаете, в 1986 году у СССР таких машин и близко не существовало. Когда ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС поняли, что для закрытия поврежденного саркофага на высоте в несколько десятков метров им нужно уложить сотни тонн бетона, власти СССР обратились за помощью к властям ФРГ, и те довольно быстро доставили к месту аварии несколько современных машин – 11 бетононасосов марки Putzmeister, 7-марки Schwing и 3 машины производства Worthington.
Эта спецтехника, оснащенная телекамерами и дистанционными пультами управления, гарантировала создание максимально возможной в таких условиях безопасности работы, что было уникально для того времени. Их бетоноводы достигали в длину 60-ти метров, а один автобетононасос мог производить укладку смеси в объёме до 1200 м3 в сутки.
Тогда дистанционное управление бетононасосами позволило использовать в опасных работах минимальное количество людей, и сократить сроки возведения купола-саркофага над 4-м блоком.
На ЧАЭС на железнодорожных платформах привозили готовые армирующие блоки, которые либо прямо на платформах, либо в местах с меньшим радиационным загрязнением собирали в опалубку и доставляли непосредственно на место установки. Затем их заливали бетоном, создавая над поврежденным блоком массивную каменную «крышку».
Этот купол строили каскадно, то есть ступенчато возводили слой за слоем. К примеру, если первый слой находился на высоте примерно 12 метров, то после его заливки, армоблоки уже нужно было поднимать на высоту почти 18 метров. А последняя ступень, четвертая, возвышалась на 41 метр над землей, что, впрочем, для применяемых тогда автобетононасов не было пределом. В итоге за полгода интенсивной, непрекращающейся работы было смонтировано более 7000 т металлоконструкций, в которые залили больше 300000 м3 бетона.
Так впервые бетононасосы помогли человечеству загнать взбесившийся атом под бетонный купол, защитив Украину и окружающие ее страны от вселенской катастрофы.
В 2008 году компания «Putzmeister» (кстати, это название с немецкого дословно переводится, как Мастер раствора) начнет выпускать самый большой в мире бетононасос модели 70Z. Позже эту махину будут называть Джаггернаутом (аналогов этого слова ни в русском, ни в украинском языке не существует. Примерно это значит гигант с невообразимой мощью).
В то время еще никто не будет знать, что спустя 3 года эти гиганты, способные закачивать бетон на высоту 70 метров, спасут жизни тысяч японцев, на которых навалится орда радиационных частиц, вырвавшихся из реакторов разрушенной землетрясением Фукусимы.
Кстати, идея использовать эти громадные машины на ликвидации аварии японской атомной станции пришла в голову главе дочерней компании «Putzmeister» в Японии, Хироши Сузуки. Когда он впервые по телевизору увидел сообщения о случившемся бедствии, то сразу же связался с министром по чрезвычайным ситуациям Японии, рассказав об идее использовать фирменные бетононасосы.
Узнав, что на Фукусиме стены блоков возвышаются над землей на высоту почти 60 метров, он понял, что с этой работой может справиться только самый большой в мире бетононасос, обладающий стрелой длиной 70 метров.
На тот момент у компании, создающей такие машины исключительно под заказ, готового оборудования не существовало. А если бы они и были, везти этих 86-тонных монстров океаном из Германии в Японию слишком долго. Но, два бетононасоса работали у строительных компаний в США. Объяснив, в чем дело, сотрудники «Putzmeister» один 70-метровый бетононасос выкупили у подрядчика из Сакраменто (на секундочку, стоимость такой машины достигает почти $2 млн.). Второй, находящийся в лизинге у строительной компании из Южной Каролины, им также пришлось забрать.
Но, на этом «приключения» двух бетононасосов не закончились. Каждая из этих машин хоть и установлена на 10-осное автомобильное шасси, а значит может передвигаться самостоятельно, не могла ехать дорогами общего пользования в США, ибо передвижение самоходом таких тяжелых автомобилей в Америке запрещено. Тогда глава «Putzmeister» лично обратился к губернатору штата Джорджия, дорогами которого должны были двигаться бетононасосы, и получил на это индивидуальные разрешения. С максимальной скоростью передвижения 88 км/ч, и расходом топлива 79 литров на 100 км, менее, чем за полсуток спецтехника доехала до аэропорта Атланты, где ее погрузили на борты украинских самолетов-мастодонтов Ан-225 «Мрия» и Ан-124.
Оплату этих перелетов, которые стоили $ 1,3 млн. осуществила японская компания «Tokyo Electric Power Company», которая помогала государству справиться с катастрофой.
Перелет обычного самолета из Атланты (столицы штата Джорджия) в Токио длится 15 часов. Но, из-за огромного веса насосов, каждый произведенный перелет потребовал 3-х приземлений, смены экипажей и дозаправки. Лишь спустя 2-ое суток оба бетононасоса прибыли в Токио.
Они требовались на Фукусиме не только, как бетононасосы, но и как пожарные машины, способные подавать воду на большую высоту. С гибкой стрелой, длиной почти с футбольное поле, Джаггернаут может выливать до 2650 л воды в минуту, управляясь дистанционно с расстояния в 3 км. Это количество воды в 3 раза большее, чем могла обеспечить самая современная и мощная пожарная машина в то время.
В случае же, если поврежденные реакторы требовали создания над ними бетонного купола, Putzmeister 70Z справлялся с этим в рекордные сроки, выливая на станцию до 160 м3 бетона в час.
К 23 мая 2011 года возле Фукусимы уже собрались два 70-метровых, два 62-метровых и 1 58-метровый бетононасос (его, кстати, тоже вернули из Вьетнама), которые принялись охлаждать раскалившиеся реакторы.
Так второй раз за историю человечества бетононасосы участвовали в самых страшных и глобальных техногенных катастрофах, сыграв одну из решающих ролей в их ликвидации.
Поэтому, напоследок эту историю хотелось бы закончить утверждением, что спецтехника – это оборудование, которое человечество создает для созидания и помощи себе. Поэтому тем более дико и ущербно применять ее для уничтожения, к примеру, продуктов питания или в войнах.