Сегодня, приближаясь к перекрестку на проезжей части, мы, как водители или пешеходы, не нуждаемся в каких-либо специальных указаниях, как и куда нам нужно двигаться. Мы просто видим сигналы светофора - красный, желтый или зеленый, и действуем соответствующим образом. Но, значения этих трех, известных сегодня даже маленькому ребенку, цветов не всегда были так широко известны и применяемы. И сегодня мы вкратце вам расскажем историю создания уличного светофора.
Наверняка многие из вас не знают, что два года назад, в 2014 году светофор отпраздновал свой 100-летний юбилей. Впрочем, этот возраст измеряется не скором создания самого первого светофора, а его официальной установкой на дороге, которая состоялась в 1914 году в Кливленде, штат Огайо (США) на перекрестке улиц Euclid Avenue (улица Эвклида) и East 105th Street (105-ая Восточная улица).
Дело в том, что с появлением первых автомобилей в жизни человечества, на абсолютно неуправляемых дорогах начал твориться настоящий хаос, а пешеходы, велосипедисты, гужевые конные и воловьи повозки долгое время активно конкурировали с трамваями и автомобилями.
Городской хаос без светофоров
На то время никто из участников движения не понимал, кто из них должен иметь приоритет на дороге, и это приводило к частым и довольно глупым авариям. По большей части в те времена полицейские отделы населенных пунктов вынуждены были выделять своих сотрудников, которых ставили на оживленные перекрестки.
И вот они-то с помощью свистков, рук и палок, на которых были установлены слова «GO» (двигаться) и «STOP» самостоятельно пытались регулировать хаотичное движение.
Но со временем, где-то к началу Первой мировой войны, количество конных повозок в городах стало постепенно уменьшаться, и все заговорили о том, что движение на дорогах стоит как-то регламентировать, обозначив его в некоем своде правил.
Согласно экспертным оценкам, кажется, первая регуляция дорожного движения начала появляться в городе Сан-Франциско, штат Калифорния, в 1907 году. Именно тогда местные городские власти попытались издавать первые отрывистые циркуляры, описывающие, как нужно себя вести участникам дорожного движения в тех или иных ситуациях.
Год спустя, в 1908 году, в некоторых странах Европы и Америки было официально утверждено, что левостороннее расположение руля является принятым государственным стандартом. А в 1911 году в штате Мичиган на дорогах появилась и первая в мире центральная разделительная линия, то есть первая дорожная разметка. Чуть позже, спустя пять лет, и тоже в Америке, на дорогах штата Буффало, появился и первый дорожный знак со стрелочкой, обозначающий запрет на левый и правый повороты.
А вот четкого мнения, кто изобрел первый в мире светофор, ученые и эксперты сейчас не имеют, каждый оспаривая мнение в отношении его авторства. К примеру, существуют документально подтвержденные данные, что устройство, похожее на светофор, но тогда называемое семафором, появилось в Лондоне уже в 1868 году на перекрестке возле государственного парламента.
Сохранился рисунок, демонстрирующий первое устройство, регулирующее движение в Лондоне
Этот аппарат имел деревянные подвижные дощечки, которые в горизонтальном положении указывали машинам запрет на проезд дорогой (то есть по факту, это был «красный свет»), а в положении под углом 45 градусов - сигнал "внимание" (аналог «желтого света»). И изобрел его английский инженер, специалист по созданию железнодорожных семафоров, Джон Пик Найт. Но, не простояв и года, этот семафор взорвался, ранив при этом стоящего рядом с ним полицейского.
Имеются и такие упоминания, что в 1912 году в Солт-Лейк-Сити, штат Юта, один из полицейских на пенсии по имени Лестер Вайр смонтировал вручную деревянный ящик, который он снабдил двумя лампочками – красной и зеленой, и установил этот ящик на фонарном столбе, подсоединив провода к троллейбусной линии электропередач.
Лестер Вайр со своим двухцветным светофором
Впрочем, его устройство не было запатентовано и не получило никакого применения.
А кто-то утверждает, что этим полицейским-изобретателем был Вильям Поттс из Детройта, который и придумал в 1920 году первый в мире светофор.
Чуть позже, пару лет спустя, 5-го августа 1914 года житель Кливленда (США), Джеймс Хоуг, смонтировал систему электрического сигнального светофора, которую предложил местному муниципалитету для установки на улицах города. Эта система состояла из четырех пар красных и зеленых огней, которые служили в качестве сигнала для движения или остановки. Согласно статье 1914 года, опубликованной тогда в журнале «The Motorist», этой системе пророчили стать « революционной идеей регулирования дорожного трафика на перегруженных городских улицах».
Муниципальные чиновники Кливленда, как это часто бывает с бюрократами, долго думали, внедрять ли им это инновационное решение, и один из светофоров Хоуга все же установили. Так на планете Земля появился первый электрический сигнальный регулятор движения, который, к сожалению, тогда не приобрел статуса широкого внедрения.
А вот на звание официального «родителя» светофора, который создал централизованную систему регулирования дорожного движения, пожалуй, смело можно номинировать американского инженера-изобретателя Гарретта Моргана, который свое устройство не просто изобрел, но и запатентовал в 1923 году.
Светофор Гаррета Моргана
Этот Т-образный по форме аппарат был также снабжен двухцветными электрическими лампочками и ручным управлением, а патент на него Морган удачно продал всемирно известной компании General Electric, чем и обеспечил ему шанс на повсеместное внедрение.
Рисунок Потсдамской площади в Берлине, где изображен первый немецкий светофор. Точная дата рисунка неизвестна, но его датируют серединой 20-х годов
Впрочем, все же в 20-е годы 20-го столетия светофоры в первую очередь начали появляться даже не на автомобильных, а на железных дорогах. Ибо поезда в то время играли решающую роль в передвижении на большие расстояния людей и грузов. Эти железнодорожные светофоры тогда тоже имели три сигнальных цвета, однако этими цветами был красный, зеленый и белый, и обозначали они совсем не то, что значат сейчас. Зеленый сигнал символизировал внимание и подготовку к движению, а вовсе не разрешение на него. Белый давал пропуск на проезд, а красный, как и сейчас – на его запрет. Однако, такой выбор цветов оказался крайне неудачным, главным образом потому, что белый цвет водители поездов на солнце или при полной луне либо не видели, либо путали с иными цветами, ведь белый цвет стекла фонаря мог отражать в себе другие цвета. К тому же красные стекла на лампочках часто разбивались и выгорали, соответственно становясь тоже белыми. Отсюда проистекали множественные аварии на железной дороге, ибо машинисты никак не могли сообразить, где горит красный, а где горит белый сигнал светофора.
Поняв свою ошибку, чиновник, работающие на железной дороге, ушли от использования белого сигнала, при этом сделав зеленый «разрешительным» на движение, а красный – «запрещающим». А недолго поразмыслив, к светофору был добавлен цвет желтый, как такой, который не меняет свой тон ни на солнце, ни при луне, и не имеет свойства отражать в себе иные цвета.
Эти же три цвета позже появятся и на дорожных светофорах, став классическими и приобретя абсолютно одинаковое значение для всех стран мира.
Так что, в следующий раз, глядя на светофор, который указывает вам не только правила дорожного движения, но и прямо скажем, сохраняет жизнь и здоровье, вспомните, что у этого устройства тоже была интересная и любопытная история создания.