Короткая война в Персидском заливе, длящаяся с 17 января по 28 февраля 1991 года, сейчас именуется специалистами самой технологичной войной в истории человечества. Такое определение данный конфликт получил благодаря использованию в нем «умного» и высокоточного оружия, техники и оборудования. И сегодня мы бы хотели немного рассказать об одной из таких машин, которая «участвовала» в этой войне не как оружие, а как особая пожарная спецтехника.
В конце войны в Персидском заливе, отступая, иракские силы подожгли 732 нефтяные скважины, с целью создать на брошенной территории состояние «выжженной земли». Эти скважины после поджога должны были гореть годами, и стать совершенно непригодными для тех сил, кто хотел бы взять над ними контроль. Ежедневно в результате пожаров «в воздух» вылетало около 110 000 баррелей нефти, а территорию в несколько тысяч миль покрыл густой и черный дым, убивая все живое вокруг.
По некоторым оценкам ученых, горение такого количества скважин должно было длиться от двух до пяти лет, в конечном итоге вызвав падение температуры в Северном полушарии планеты на 100 С. По сути, эта техногенная катастрофа могла привести к катастрофе экологической, вызвав в Кувейте и не только эффект «ядерной зимы». Это была настоящая мировая катастрофа, напугавшая людей во многих уголках земли. Разговор уже шел не о потере миллиардов долларов, а о всемирной проблеме, которую нужно было немедленно как-то решать.
Локализацией пожаров тогда занимались 4 группы инженерных войск разных армий мира, которые в помощь себе привлекали самых талантливых инженеров и специалистов по тушению пожаров. Этот процесс у них занял меньше, чем 9 месяцев, позволив не только сделать безопасными целые районы, но и спасти большую часть запасов нефти.
Чтобы потушить бушующее нефтяное пламя, тогда был задействован особый тип машин, названный «Большой ветер» («Big Wind»). Спроектированный группой венгерских инженеров и ученых, этот огромный гусеничный огнетушитель был создан на базе советского 46-тонного танка Т-34 и оснащен двумя турбинами от самолета-истребителя МиГ-21.
Первоначально разработанный для очистки и дегазации других танков и военной техники от химического, биологического и радиационного воздействия, «Большой Ветер» показал себя, как одно из самых эффективных пожарных оборудований в борьбе с горением нефтяных скважин. К примеру, известно, что работая непрерывно 43 дня подряд, одна такая машина, практически без помощи иных сил, смогла полностью потушить целых 9 скважин.
Чтобы построить этот мощный передвижной огнетушитель, инженеры заменили орудийные башни танка на 3-метровые турбины от сверхзвукового истребителя МиГ-21, огромные потоки воды и химикалий из которых выбрасывались с невероятной скоростью – 30280 литров в минуту и 1240 км/ч. Эта скорость является большей, нежели скорость звука.
Говорят, что когда данная машина работала, ее рев был слышен на километры вокруг, а пожарные, занимающиеся тушением с ней рядом, были вынуждены надевать специальные наушники во избежание повреждения барабанных перепонок.
При этом, управлялся «Большой ветер» только тремя венгерскими специалистами – водителем, оператором турбин и командиром группы. Все они для работы облачались в странного вида противопожарные костюмы, больше похожие на космические скафандры, и храбро сражались со стихией.
В итоге, с помощью «Большого ветра» к 6-му ноября 1991 года все 732 скважины были потушены, а экологическая мировая катастрофа предотвращена. Тушение нефтяных пожаров в Персидском заливе стало самым большим и серьезным, но не последним, тестом для этой необычной спецтехники.
После «Бури в пустыне» «Большой ветер» доставлялся в разные уголки планеты, помогая человеку справляться со страшными пожарами, и даже чистить сильно заметенные взлетно-посадочные полосы аэродромов.
Сегодня эта спецтехника еще жива и удачно эксплуатируется инженерными войсками нескольких армий мира.