О способах ухода, использовании и обслуживании колес строительной техники написано немало. По большей части, в этой области стараются себя проявить многочисленные продавцы шин, желающие советами привлечь внимание потенциальных покупателей. А вот почему-то о том, как выбирать и обслуживать гусеницы на спецтехнике, материалов крайне мало. Очевидно потому, что на этом обычному «продавцу» особо не заработать, и, как говорится, здесь начинает работать принцип «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».
Между тем, данный вопрос волнует владельцев и операторов спецтехники не меньше, чем покупка и обслуживание шин. Ибо, невзирая на то, что гусеницы являются деталью выносливой, они все же поддаются поломкам и выходу из строя. К тому же стоит понимать, ходовая часть любой гусеничной техники составляет примерно 20% от ее стоимости, а ее починка влечет за собой большие расходы как материальные, так и временные.
Давайте попробуем, прежде всего, разобраться, какие основные факторы приводят к износу гусениц техники, их поломке и выходу из строя:
- Первым, значительным фактором является то, что на гусеницы приходится основной вес машины, и значит, в этом случае в процессе осуществления работы, нижние валики трака испытывают особенную нагрузку.
- Вторым фактором выступает особенность условий работы спецтехники. Гусеницы берут на себя всю агрессивность среды, в которой передвигаются, а также ее ударную нагрузку. Абразивные свойства песка и глины, острые камни, влажность почвы делают свою разрушительную работу, и хотя гусеничный трак изначально создан для того, чтобы передвигаться именно в таких средах, это не значит, что он под их воздействием не разрушается. Помимо прочего, грунт имеет свойство налипать на трак, засорять его, приводить к заеданию, и соответственно тоже изнашивать.
Впрочем, все это, так называемый, натуральный, то есть обычный износ, которого не избежать, но при должном уходе за гусеничным траком который можно минимизировать.
Но есть еще один фактор, значительно уменьшающий время бесперебойной работы гусениц вашей спецтехники:
- Это пресловутый человеческий фактор. И хотя я понимаю, что разговоры о нем уже у всех застряли в зубах, от данной причины выхода из строя строительной техники никуда не деться.
Любой техник вам скажет, что в случае с гусеничным траком основной причиной его поломок становится неправильный выбор трака для тех или иных работ, а также его неверное натяжение.
Как известно, гусеничный трак может быть малогусеничным и многогусеничным. Малогусеничным траком по обыкновению оснащается небольшая техника, но чем тяжелее машина, тем большим траком она должна быть наделена. Однако, и тут необходимо не переусердствовать: слишком тяжелые и широкие гусеницы могут перегрузить машину, поэтому стоит придерживаться рекомендаций, указанных в технических инструкциях к технике.
Помимо этого, по материалу изготовления гусеницы делят на три вида: металлические, резиновые и резинометаллические.
Фото металлических гусениц.
Применение на технике каждой из них должно зависеть от веса машины и условий, в которых ей придется трудиться. Тяжелую спецтехнику, работающую в сложных, агрессивных средах оборудуют металлическими гусеницами, для несложной работы в условиях сада и города маленькие, компактные машинки оснащают часто резиновыми гусеницами, а в случаях низких температур или повышенной влажности - резинометаллическими.
Фото резиновых гусениц.
Теперь поговорим о правильном натяжении гусеничной ленты и ширине ее башмаков. Неправильный подход к решению этих двух вопросов может существенно увеличить износ ходовой части машины на гусеничном ходу.
Все эксперты в один голос утверждают, что натяжение гусеничной ленты должно быть четко выверено согласно инструкции производителя каждой модели техники. Провисание гусеничного полотна приводит к рывкам и затруднению передвижения техники, ее пробуксовке, неудовлетворительному преодолению неровностей рельефа, и как следствие к стиранию и деформации башмаков, ослаблению болтов, разбиванию отверстий в звеньях цепи, растяжению и спаданию с ведущих колес гусеничной цепи, к истиранию ленивцев и вытеканию смазки.
Излишнее же натяжение приведет к увеличению износа ходовой части на 50%: начнут «сыпаться» втулки и зубцы звездочек. Помимо этого, повышенное натяжение естественно приведет к большему расходу топлива, ибо спецтехнике будет требоваться большая мощность.
Правильное натяжение гусеничной ленты.
Так что тут совет один – проверяйте натяжение и будет вам счастье. Тем более, что для этих целей вовсе не обязательно вызывать специалиста, это сделать под силу оператору.
А выбор ширины металлических башмаков зависит от того, насколько в заболоченной местности собирается работать ваша техника. Если вы работаете в условиях, где машине не придется ездить по откровенному болоту, широкие гусеницы вам ни к чему.
Более того, эксперты советуют выбирать минимально возможную для ваших условий работы ширину гусеничной ленты, утверждая, что это обеспечит вас ее долгой бесперебойной работой.
Стоит учитывать и то, что башмаки делятся по классам: A, B, C, D и E. Где классы А и В стоит использовать на обычных грунтах (мягких и песчаных), D и E – на твердом дорожном покрытии, и только класс С предназначен для заболоченной местности.
Отдельно существуют и правила выбора резиновых гусениц для вашей спецтехники. Такие стоит использовать исключительно в условиях твердых дорожных покрытий, отсутствия камней, песчаных грунтов и заледеневших поверхностей. В противном случае резиновый гусеничный трак будет быстро изнашиваться и не выполнять в должной мере возложенные на него задачи.
Итак, советы по уходу за гусеничным траком и правила его эксплуатации:
- Поддержание чистоты. Этот совет подойдет не только для здорового образа жизни человека, но и машины. После работы, дабы избежать впоследствии заклинивания гусеничных валиков, очищайте трак спецтехники.
- Старайтесь минимально пользоваться задним ходом, это очень вредит гусеницам.
- Следует проводить работу стрелой с направлением вбок от гусениц, а не по направлению ведущей звездочки.
- Заклеивайте порезы. Это касается резиновых гусениц. Осматривайте их, и в случае нахождения порезов, немедленно заделывайте, иначе внутрь ходовой попадет влага, что приведет к коррозии.
- Не простаивайте. Вот данный совет относится уже к любым гусеницам, которые от длительного простаивания машины довольно быстро приходят в негодность. Так что если ваша спецтехника некоторое время вынуждена стоять без работы, старайтесь ее периодически «обкатывать».
- Проверяйте крепления болтов, устраняйте подтеки масла из катков и ленивцев, проверьте валики и накладки звеньев.
- Следите за износом. Банальное правило, но оно работает. Тем более, что специалисты вовсе не называют обязательным условием длительной бесперебойной работы гусениц установку только оригинальных образцов. Вы можете установить и более дешевые запчасти, по сути, многие из них выпускаются теми же заводами, что и их дорогие собратья. Но изнашиваются такие гораздо быстрее, поэтому наблюдайте за ними каждые 2000 отработанных часов и проводите замену по мере износа.
- При нахождении протекающего валика лучше сразу его замените, в противном случае он принесет вам больше убытков.
Некоторые причины повышенного износа гусениц и методы их устранения.
По правилам, все детали ходовой части должны изнашиваться равномерно, однако в реальности так случается крайне редко.
Повышенный износ какой-либо детали может дать вам подсказку, что вы делаете неверно, либо же в каком узле что-то пошло не так:
- Трещины и разрушение башмаков.
Причины: использование слишком широких башмаков.
Способ устранения: заменить на более узкие башмаки.
- Увеличение или деформация отверстий под болты.
Причины: не были затянуты болты, использованы слишком широкие башмаки, попадание грязи между гусеничным звеном и башмаком.
Способы устранения: затягивайте болты и используйте башмаки необходимой ширины, также положение может спасти укорачивание концов грунтозацепов.
- Износ втулок и проушины.
Причины: неправильно подобранная ширина башмаков относительно веса машины и выполняемых работ, провисание гусеничного полотна, недостаточность смазки.
Способ устранения: устранить вышеуказанные ошибки, использовать жидкую смазку.
- Износ звеньев гусеничной цепи.
Причины: неравномерный износ является нормальным и свидетельствует о большом пробеге спецтехники. Если основной износ затронул среднюю часть, это говорит об уменьшении площади соприкосновения звена и рабочей поверхности направляющего колеса.
Способ устранения: регулировка натяжения гусеничного полотна, использование жидкой смазки.
- Внутренний или наружный износ боковых частей.
Причины: истирание звеньев гусеничной цепи по каткам в связи с сильным износом самих катков. Одной из частых причин является неправильное положение какой-нибудь детали ходовой части, которое в результате отклоняет гусеничную цепь от прямого положения, что и приводит к усиленному трению.
Способ устранения: замена изношенных узлов и деталей ходовой.
- Трещины и повреждения углов звеньев.
Причины: неправильно подобранные, слишком широкие башмаки. Чрезмерное натяжение цепи.
Способ устранения: подобрать более узкие башмаки и уменьшить натяжение гусеничной цепи.