Пятьдесят семь лет назад, в 1959 году, шведский инженер Нильс Болин подал патент на регистрацию одного из самых успешных устройств безопасности езды в автомобиле - трехточечного ремня. И сегодня в честь дня рождения этого удивительного изобретения, мы совершим небольшой исторический экскурс в процесс его создания.
В 1950 году Нильс Болин работал конструктором в инженерном бюро авиастроительного производителя, компании Saab АВ, занимаясь, главным образом, проектированием катапульт для пилотов. Однако, являясь подающим большие надежды инженером, вскоре был замечен кадровиками автопроизводителя Volvo, которые сделали ему выгодное предложение о работе. На тот момент эксперты Volvo уже сумели внедрить в свою автомобильную продукцию прочные ламинированные (многослойные) лобовые стекла, оснастили машины мягкими боковыми панелями, и даже придумали двухточечные ремни безопасности, которые удерживали верхнюю часть водителя на сиденье (впрочем, тогда не существовало никаких правил ПДД по их обязательному использованию).
Двухточечный ремень VOLVO
Но, они понимали, что для безопасности водителя им не хватает чего-то очень главного – средства, которое бы не позволяло драйверу во время столкновения вылетать через лобовое стекло.
Еще трудясь над усовершенствованием конструкции пилотных катапульт, Болин понял, что для безопасности летчика важно, чтобы катапульта как можно быстрее «выстреливала» его из самолета, не задерживаясь ни на секунду. На Volvo же ему пришлось работать ровно над противоположным – создаваемый им ремень безопасности должен был ни в коем случае не отпускать водителя от сиденья, крепко удерживая на месте. Но идея не шла, и ремень никак не хотел отвечать новым требованиям.
Когда Болин пытался разместить часть ленты ремня на уровне грудной клетки человека, опыты показывали, что в момент аварии, вся разрушительная сила удара приходилась на его жизненно важные органы. Ведь во время столкновения с препятствием верхняя часть тела всегда по инерции резко подается вперед, и ремень, размещаемый горизонтально на груди, буквально перерезал тело человека на две части.
Тогда Нильс Болин решил досконально изучить все наработки других инженеров в части создания автомобильных ремней безопасности, в надежде, что их опыт поможет решить проблему.
И такое изобретение он нашел. По сути, именно наработки двух американских изобретателей, Роджера Грисвольда и Хью ДиХавена натолкнули ученого на необычные идеи. Свое изобретение американцы запатентовали 14 июня 1955 года, назвав его «ремень CIR-Griswold». Этот ремень состоял из одной диагональной ленты, и двух лент, закрепляемых на талии человека. При этом, все три части скреплялись в одной точке посередине на груди.
ДиХавен в прошлом был военным пилотом, управлявшим самолетом во времена Первой мировой войны.
Хью ДиХавен
Однажды пережив в воздухе столкновение с другим воздушным средством, и испытав все «прелести» лобового удара, выйдя на пенсию, он задался целью создать устройство, которое бы защищало пилотов от последствий подобных аварий. И как всякий военный, любил довольно грубо пошутить, говоря «люди на сегодня придумали массу защитных средств для своих тестикул, а о голове почему-то не беспокоятся».
Изобретение ДиХавена поначалу заинтересовало нескольких автопроизводителей, однако, краш-тесты показали не очень благоприятные результаты, и от него вскоре отказались. Болину же идея расположения части ремня по диагонали показалась очень перспективной, и значительно трансформировав ее, он создал трехточечный дизайн ремня, равномерно удерживающий тело человека и в районе груди, и в районе талии.
При этом, в конструкции ремня Болина не было точек статичного соединения, а пряжка была опущена в нижнюю точку на стороне сиденья водителя.
Слева на фото Нильс Болин демонстрирует свое изобретение
Сегодня эта идея кажется настолько простой и элементарной, что у любого человека создается ощущение «я бы такое тоже придумал!». Между тем, исследователям VOLVO потребовался целый год, прежде чем они сумели оценить эффективность трехточечного ремня безопасности по достоинству, отправив Нильса Ивара Болина в патентное бюро.
В самом документе изобретатель описал его, как "устройство безопасности, фиксирующее человека в автомобильном сиденье, которое эффективно сохраняет верхнюю и нижнюю часть тела, обеспечивая противодействие направленным силам удара».
А спустя 4 года после внедрения компанией Volvo трехточечного ремня Болина в свою продукцию, сначала в Швеции, а затем и по всему миру, стали появляться законы, предписывающие его обязательное использование.
С тех пор трехточечный ремень безопасности не сильно изменился в конструкции и виде. А благодаря тому, что в свое время компания Volvo «не жадничала», а открыла доступ к патенту всем желающим, автопроизводители на всех континентах используют его в своей продукции.
Сейчас это средство является самым простым, распространенным и эффективным устройством автомобильной безопасности. По данным экспертов, ежегодно только благодаря ему более миллиона человек спасают свои жизни и здоровье. И это, по праву, делает трехточечный ремень безопасности одним из самых важных устройств в 120-летней истории автомобилестроения.
Нильс Болин в наши дни
В 1999 году Нильсу Болину было присвоено почетное звание члена Зала Славы автомобильной инженерии и автомобильного изобретательства.