Ежедневно на улицах городов мы видим множество огромных бетономешалок (миксеров) – машин, везущих готовую бетонную смесь с завода на место строительства. Машины эти давно никого не удивляют, став привычной составляющей роста мегаполисов.
Ведь в городах всегда где-то идет стройка, а значит бетон, как самый используемый человечеством строительный материал, постоянно востребован.
Проводив равнодушным взглядом забрызганного серой смесью автомобильного гиганта, мы сразу же забываем о нем. Между тем, мало кто из нас представляет, продукт, который он везет, настолько хрупкий и имеет такой маленький «срок хранения», что сравним с перевозкой мороженого в жару без холодильника.
Чтобы вы понимали - как только такую бетономешалку наполняют раствором на заводе, она стремглав должна мчаться на место доставки, и прибыть туда не позднее, чем через 40-50 минут.
Загрузка бетона на заводе
В противном случае, перевозимый ею продукт, потеряет свои качества (в дальнейшем он станет растрескиваться и крошится в построенном здании/дороге), или «пойдет комками» и затвердеет, после чего его можно будет только выбросить, как испорченный. Для того, чтобы этого не случилось, операторы бетономиксеров, обычно «омолаживают» раствор, доливая в него воду. Такой процесс закономерно ухудшает качество раствора, и именно поэтому на наших домах так часто можно увидеть огромные трещины в стенах.
Как видите, у бетонозаводов и перевозчиков их продукции, существуют серьезные риски, с которыми им приходится мириться. А потребители бетона в связи с этим часто страдают, получая низкокачественный бетон для строительства.
Вкратце эти риски выглядят так: привычные нам бетономиксеры с крутящимся барабаном – это машины, которые везут готовый жидкий бетонный раствор. Во время езды именно подвижный барабан не дает бетону затвердеть. Однако, взаимодействуя с кислородом, раствор со временем утрачивает свое жидкое состояние, твердея. И как только это произошло, бетон приходит в негодность. О том, как вычистить из бетономиксера 20 м3 застывшего в камень бетона, сегодня мы даже и говорить не станем. Когда такое происходит, фирмам приходится либо выдалбливать его кувадлами, либо выкидывать барабан, заменив на новый.
Но, оказывается сегодня эту проблему можно довольно просто решить, не перевозя готовую смесь, а создавая ее прямо на месте строительства. Вы спросите, как же это возможно? Ведь бетонный завод – это огромный статичный комплекс строений и конструкций, который нельзя переместить по желанию.
Сегодня для устранения этих рисков на рынке спецтехники существуют машины, которые, по сути, являются настоящими бетонозаводами на колесах.
Приехав на место стройки, такая техника просто подключается к любому источнику воды (к колодцу, озеру, канализации), и загружается ингредиентами бетона, создавая свежий раствор прямо перед его выливанием в форму. Таким нехитрым способом устраняются все риски потерь и ухудшения качества смеси.
Подобные передвижные бетонозаводы называются самозагрузочными бетономиксерами, и на сегодняшний день их выпускает несколько компаний. Самыми известными, пожалуй, являются Dmix, MERLO, CARMIX, AUSA, DAVINO, FIORI, Schwing Stetter и Macons.
А сама эта техника, по обыкновению, похожа на простой бетономиксер, но имеет яркую окраску, меньшие габариты и, разумеется, отличается своей конструкцией.
В первую очередь, у нее неширокое шасси для маневрирования на узких улочках, присутствует водяной насос для подкачки в барабан воды, загрузочный бункер, куда высыпаются ингредиенты, устройство с лезвиями для смешивания раствора, и рукав для его выгрузки. Некоторые машины даже имеют загрузочный ковш, как у погрузчика, которым они могут набирать песок и цемент.
Емкость барабанов у такой техники бывает разной, и колеблется от 1 до 9 м3. Также различна и продуктивность этой техники, которая может достигать производительности до 20 м3 бетона в час.
Самозагружающийся бетономиксер заливает бетоном пол в ангаре
Чаще всего, самозагружающиеся бетономиксеры оснащаются дизельными автомобильными двигателями и гидравлическими двигателями, которые трудятся над производством смеси. Обладают многими характеристиками грузовика, и для работы на нем может потребоваться максимум два человека: один – оператор/водитель, второй – помощник для загрузки ингредиентов и выгрузки раствора.
На Западе и в Европе эту технику эксплуатируют уже давно, поняв ее преимущества и удобства. В Украине же пока это технологическое новшество внедрено слабо, не оцененное по достоинству в связи со слабой просвещенностью и дешевизной рабочей силы. Застройщики, экономя на вложениях в современную спецтехнику, предпочитают поставить возле ручной бетономешалки с десяток «гуцулов», которые будут мешать бетон. А в случае открытия большой стройки, возле нее возводят мини-бетонозавод, занимая земельную площадь и загрязняя окружающую территорию. Между тем, весь мир уже давно понял, умная техника всегда экономит средства и время, а также создает компаниям имидж. Ведь с помощью нее можно всегда удерживать качество продукции на высоте.