На протяжении последних нескольких лет Китай пытался занять лидирующую позицию в производстве электрических транспортных средств. Для этих целей в 2009 году власти Поднебесной создали специальную государственную программу, согласно которой каждый автопроизводитель, занимающийся разработкой и выпуском электромобилей, получал льготы и субсидии из государственного бюджета.
На основе этой программы, производители могли получить от государства 500000 юаней ($ 76000) за каждый проданный электрический автобус или 50000 юаней ($ 7500) - за автомобиль.
Начиная с 2009 года, несколько китайских автопроизводителей воспользовались этими преимуществами, и получили из бюджета страны порядка 33,4 млрд. юаней ($ 5 млрд.) в виде субсидий. А в прошлом году Китай опередил даже США по количеству проданных на своей территории электромобилей.
Но, неожиданно, на днях в Поднебесной разразился невиданный по своим масштабам скандал. Как выяснилось, эти цифры продаж оказались неправдой, и пять компаний, якобы занимающихся производством и продажей электромобилей, были уличены китайскими правоохранителями в подделке документов. Оказалось, эти предприятия не выпускали электрические транспортные средства, и, кажется, даже не планировали этим заниматься. Набрав миллионы долларов государственных денег, они лишь демонстрировали бурную деятельность, а по факту просто тратили их на свои нужды.
В итоге, пять пойманных предприятий были оштрафованы в общей сложности на 1 млрд. юаней ($ 120 млн.), а на лиц, уличенных в мошенничестве, возбуждены уголовные дела.
При этом, Министерство финансов уже официально заявило, что по делу «электромобильной аферы» проходят еще 72 частные и государственные компании, в том числе «Nissan Motor Co.», «Hyundai Motor Co.», «Cherry» и «Geely». Многие из них не занимались собственными разработками электротранспорта, а просто покупали запчасти и комплектующие у производителей других стран.
У большинства обнаружены значительные завышения цифр продаж. А, к примеру, такая компания, как «Gemsea Bus Manufacturing Co.», которая получила из бюджета $40 млн., как оказалось, не создала на своем заводе вообще ни единого автобуса.
Самым большим получателем «казенных»» денег выявилось предприятие «King Long United Automotive Industry», получив из бюджета 520 млн. юаней ($80 млн.) субсидий. После объявленных подозрений в завышении цифр и подделке документов, его исполнительный директор покончил с собой.
На сегодняшний день все эти компании обязаны вернуть в бюджет поступившие к ним средства, и оплатить штрафы в размере 50% от полученной неправомерным образом выгоды.
В прошлом году крупнейшим китайским производителем электромобилей была признана компания «BYD Auto Ltd.», которая совместно с «General Motors Co.» и «Nissan» продало на территории Китая и стран Европы самое большое количество транспортных электрических средств. Как утверждается, данная компания пока не находится под подозрением.
В прошлом году, как утверждалось, Китай успешно вышел со своими электроавтомобилями на европейский рынок
Но уже сейчас власти Китая объявили о значительном ущербе престижу страны и бюджету, который нанесли автопроизводители-мошенники. Теперь программу их субсидирования планируется значительно свернуть и усилить за ней контроль.
Скандал, вероятно, приведет к принятию более строгих стандартов, а к 2020 году программу и вовсе закроют.
Любопытно, что буквально на прошлой неделе производитель «Volkswagen AG» объявил о ведении переговоров с компанией «Jianghuai» о запуске совместного производства электрических автомобилей. Теперь этим планам не суждено сбыться, ведь предприятие «Jianghuai» оказалось серьезно вовлечено в аферу.