Строительство новых дорог – это трудная, изнурительная задача, требующая множества денег, времени и квалифицированных рабочих. Большинство современных дорог общего пользования делают из асфальта и бетона, однако, брусчатка – это дорожный материал, который является более долговечным и износостойким по сравнению с современными покрытиями.
Да и многие люди, имеющие частные дома, предпочли бы видеть подъездные дорожки, вымощенные не холодным бетоном, а теплым, терракотовым кирпичом, придающим улице старинный и уютный вид.
Именно поэтому сегодня мы решили рассказать об удивительных машинах, которые укладывают дорожный камень, словно персидский ковер, в считанные часы застилая им десятки метров улиц.
На сегодняшний день еще во многих странах мира для укладки дорожного камня используется старый ручной метод, история которого уходит в далекие века. Обыкновенные строительные рабочие, согнувшись в три погибели, практически «ползком» на коленях, могут укладывать в день не более 100 м2 каменной брусчатки, к вечеру с трудом разгибаясь. Работа эта муторная, физически тяжелая и очень утомительная.
Именно поэтому все реже в городах появляются дороги из камня.
«Так не сделать ли этот процесс автоматическим?», задумались однажды строительные инженеры, и начали создавать машины, которые бы облегчили этот рабский труд.
Одним из первых агрегатов по мощению каменных дорог стало бельгийское оборудование компании с труднопроизносимым именем «Bestratingsbedrijf Laurijssen».
Эти колесные компактные машины, по виду несколько похожие на мини-погрузчики, начали выпускаться в 2008 году, на тот момент покорив своей новаторской идеей многих строителей.
Принцип работы машины по механизированному мощению клинкерной брусчатки заключался в автоматизации процесса укладки камня большими прямоугольными кусками на подготовленную поверхность. То есть, поначалу рабочие засыпают дорогу щебнем, а затем песком, и лишь после этого машина, захватывая специальным навесным оборудованием квадраты брусчатки, укладывает их, словно пазлы в картинку.
Для выполнения этой работы, по сути, требуется всего два человека – оператор спецтехники и его помощник, а сам процесс мощения дороги происходит быстрыми темпами, аккуратно и слаженно.
Видео работы этой спецтехники:
И хотя у бельгийского оборудования есть свои преимущества (невысокая цена и легкость эксплуатации), а также размерные модификации, все же это оборудование больше подходит для мощения нешироких улиц и небольших городских площадей.
В противовес ему, если требуется застилать широкие дороги быстрыми темпами, то на помощь вам может прийти новейшее оборудование, которое мостит брусчатку, «выкладывая» на дорогу как бы уже готовое каменное покрытие целыми пластами.
Самой известной в мире машиной, работающей по этому принципу, является спецтехника Tiger-stone, выпускаемая голландской фирмой VANKU BV. Первые образцы этой техники начали появляться на дорогах городов в 2009 году. Они собирали вокруг себя толпы зевак и журналистов, и вскоре в народе эти машины прозвали «дорожным принтером», сравнивая выкладываемые ею «листы» брусчатки с выходящими из принтерами бумажными листами.
При этом, невзирая на внешне будто бы сложный процесс работы машины, на самом деле ее принцип прост, как все гениальное. Самоходный Tiger-stone управляется двумя-тремя людьми, функции которых заключаются лишь в закладывании в «зев» машины новых клинкерных кирпичей. Под своей тяжестью, камни уходят вглубь машины, складываясь специальным дорожным узором. Медленно двигаясь вперед, «дорожный принтер» выкладывает пласт брусчатки на подготовленную поверхность, умудряясь таким способом застилать до 300 м2 дороги в день.
У Tiger-stone есть три модификации, отличающиеся друг от друга только шириной создаваемого покрытия – 4, 5 и 6 метров. Машина эта весит около 2,5 тонн, установлена на гусеничный ход, оснащена минимум движущихся частей и датчиком, фиксирующим уровень края дороги.
Питается от электродвигателя, а значит, не загрязняет городской воздух вредными выбросами, к тому же является очень тихой, не создающей шумной вибрации и рычания. Ко всему прочему, в ней можно менять рисунок узора кладки тротуарной брусчатки, и она самостоятельно формирует кромку дороги.
На сегодняшний день стоимость этой удивительной спецтехники варьируется от $ 81500 до $ 108700 за новую модель, бэушную машину можно приобрести по цене $30000-$40000 за штуку.
Видео работы этой спецтехники, набравшее миллионы просмотров:
Похожую машину под названием EcoRoadPrinter выпускает еще одна голландская компания – Road Paving System (RPS), и главным ее отличием от Tiger-stone является питание от легкой и энергоемкой литий-ионной батареи Mastervolt мощностью 5 кВт час, которая позволяет себя перезарядить до 2000 раз.
Видео работы этой спецтехники:
Напоследок хотелось бы сказать, что в самих Нидерландах, где выпускают и используют в дорожном строительстве эти высокотехнологичные машины, правительство помогает компаниям, которые их эксплуатируют. В частности, если вы приобретаете «дорожный принтер» отечественного производства, государство отдаст вам часть денег – минимум 12% от стоимости покупки спецтехники, максимум – помимо этого будет возмещать часть расходов на строительные дорожные материалы.