Наконец-то в Украине выпал снег. Будто услышав сетования «что же это за зима такая с дождем и плюсовой температурой?», небеса сжалились над нами и послали подарок на Новый год – пуховый снежный «плед», укрывший землю, и легкие морозы. А значит, пора нам с вами поговорить о снегоуборочной технике. И не только о такой привычной, которую вы видели на улицах городов, а об особенной и супермощной. Одним словом, мы расскажем вам о роторных снегоочистителях, которые еще называют снежными воздуходувками.
Что же это за «зверь» такой – роторный снегоочиститель? По сути, эта машина не сдвигает снег отвалом, как бульдозер и не выгребает его лопатой, как это делает экскаватор или погрузчик. Она его как бы собирает и выдувает в сторону, перемещая с одного места на другой, таким образом, очищая, к примеру, железнодорожные шпалы, трассу или подъездную дорожку к дому.
Делает это она при помощи подвижных шнеков, фрезеров или колес, используя для этого электрическую энергию или дизельное топливо.
Родиной роторных воздуходувок является Канада – страна, в которой зимы бывают очень снежными. Первый роторный снегоочиститель был изобретен в далеком 1870 году канадским стоматологом Эллиотом. В его авторском патенте эта машина называлась "Железнодорожный снежный винтовой экскаватор". И, как вы понимаете, предназначался он исключительно для очистки паровозных путей.
А вот для обычных дорог первая роторная воздуходувка была построена в 1923 году Робертом Э. Коулом. Именно в его образце появились острые фрезы, и изогнутый ротор, выдувающий снег в сторону. Тем не менее, эта машина оказалась не очень жизнеспособной, и «родителем» настоящего роторного снегоочистителя считают канадца Артура Сикарда, который свой первый прототип машины построил в 1919 году.
Роторный снегоочиститель Артура Сикарда. Фото 1919 года
Он то и создал в 1927 году в провинции Квебек первую в мире компанию, которая стала заниматься промышленным выпуском данной техники. Она называлась «Sicard Industries», и сошедшие с ее конвейера машины уже в зиму 1927 года убирали дороги Монреаля.
Разумеется, размеры снежных воздуходувок зависят от их целевого предназначения. К примеру, ручной роторный снегоочиститель способен справиться только с небольшим количеством снега – глубиной до полуметра. И значит, такая воздуходувка может пригодиться только на приусадебных участках, для очистки дворов и улиц небольших городов, на территориях предприятий и автомобильных стоянок.
А крупные роторные снегоочистители, устанавливаемые, обычно, как навесное оборудование на большую различную технику, умеют «сдувать» снег с дорог шириною более 6 метров и глубиною до 4 метров. Они великолепно справляются с огромными сугробами, сбрасывая их в сторону, словно снежные комбайны.
Но существуют и особые машины, задачей которых является только очистка железнодорожных путей и одиноких дорог, соединяющих отдаленные населенные пункты. Таких снежных монстров на планете единицы, они работают в исключительно суровых условиях, совершая процесс по принципу ледоколов, с той лишь разницей, что вынуждены расчищать не воду ото льда, а землю - от снежных завалов, прорубаясь сквозь них и делая как бы тоннели в снегу.
Посмотрите на эту монструозную машину, которая в состоянии пройти сквозь толщу снега высотой почти 4 метра.
А это навесное снегоочистительное роторное оборудование устанавливается спереди на локомотивы модели GP28s, и работают они по большей части на железнодорожных путях Америки и Канады.
Однако, учитывая то, что в Украине суровые зимы встречаются все реже, и также редко бывают серьезные снегопады, наметающие столь большие сугробы, как в Канаде или Румынии, гражданам и предприятиям нашей страны для уборки собственных территорий может быть предостаточно ручного снегоочистителя или навесного роторного оборудования, устанавливаемого на обычные сельскохозяйственные тракторы и экскаваторы средней тоннажности.
Принцип работы роторного снегоочистителя довольно прост: на нем установлен активный рабочий орган, который состоит из шнекового или фрезерного питателя (одного, двух или трех) и лопастного ротора. При движении машины шнеки и фрезы вращаются и как бы срезают пласты снега, передвигая их в приемное отверстие ротора. А уже оттуда лопасти ротора выдувают снег наружу через специальный патрубок. Причем, выдувание может происходить на разную дальность, отбрасывая снежную пыль на несколько метров от расчищаемой дороги. Таким образом, роторная машина-снегоочиститель как бы сначала всасывает в себя снежный покров, а затем отбрасывает его либо на обочину дороги, либо в транспортирующий кузов. Выглядит это зрелище и забавно и восхитительно, ибо, кажется, что ты наблюдаешь за комбайном, собирающим с полей белое «зерно».
Разумеется, стоит понимать, что для очистки городских улиц такая спецтехника не особо годится, ибо ей некуда будет распылять собранный снег, кроме, как на пешеходный тротуар и газоны.
Роторный снегоочиститель, установленный на квадроцикл
А вот для приусадебных участков, придомовых территорий, аэродромов, портов и автомобильных трасс она станет незаменимой, ибо в считанные минуты и часы сможет освободить вам проезд, при этом экономя на транспортировке снега в определенное место.
А вот о том, как подобные машины создаются промышленно, вы можете посмотреть в этом завораживающем видео. В нем вам продемонстрируют, как в условиях современного производства куют и изгибают прочные фрезы, устанавливают их на подвижные штыри, и, в итоге создают совершенные машины по уборке снега.