Пожалуй, одним из самых важных человеческих изобретений за все времена стало открытие шумерами в 3000 году до нашей эры колеса. Именно колесо дало нам возможность создавать транспортные средства, и сегодня 80% всей деятельности человечества связано с работой транспорта. Однако, человек никогда не останавливается на достигнутом, все время стремясь видоизменить изобретения прошлого. И сегодня мы кратко расскажем об истории одного из самых необычных таких видоизменений – изобретении бабл-колеса (полусферического колеса).
Эли Эжнайдес был гениальным американским изобретателем-инженером греческого происхождения, который на протяжении всей своей жизни подвергал сомнению успешность привычных способов передвижения транспорта. Однажды, в 1940 году, глядя на то, как тяжело по бездорожью передвигается гусеничный бульдозер, он подумал о том, что эта махина слишком много усилий тратит на преодоление препятствий, и задумал наделить технику особыми, полусферическими колесами. Над их конструкцией он трудился в свободное от работы время, и лишь спустя 14 лет в гараже завода Marmon-Herrington смог воплотить в жизнь свою удивительную задумку. В 1954 году его мечта воплотилась в реальность в виде построенного вездехода-амфибии по имени Рино (Rhino, что в переводе означает Носорог).
Это 5-тонное 5,8-метровое транспортное средство не было похоже ни на что и удивило мир не только формой колес, но и своей конструкцией. Амфибия Рино имела тупой, круглый «нос», странное шасси с двумя большими стальными передними колесами диаметром 2 метра и весом по 700 кг каждое, а кузову, сделанному из алюминия, наваренного на стальной каркас, были приданы обтекаемые, эргономичные формы.
Тогда, в далекие 50-е годы, испытания показали, что вездеход прекрасно справлялся с ездой по болотистым топям, пескам и грязи, но самое удивительное – он умел поворачиваться вокруг своей оси на 360о, и развивать скорость более 72 км/ч.
Машину приводил в движение 110-сильный дизельный движок от Форда, а благодаря низкому центру тяжести и уникальной конструкции колес, она была очень стабильной, не опрокидывалась даже поднимаясь на склон в 75о, и умела вставать на бок, словно дрессированное животное.
Полые сферические колеса в воде играли роль понтонов, а для плавания в жидких средах вездеход использовал корабельный мотор Kermath HydroJet, который придавал машине ускорение до 5 км/ч.
Предполагалось, что данное транспортное средство может быть полезным для армии, как плавающий танк, патрульный вездеход или грузовик. Но продемонстрировав машину представителям армии США, Эжнайдес, к сожалению, получил отказ в ее приобретении. Чиновники посчитали полусферические колеса чем-то «не от мира сего». Они боялись, что такое шасси будет быстро выходить из строя в условиях боевой обстановки, к тому же, обшивая и так тяжелую технику, броней, она становилась слишком тяжелой и уже не могла демонстрировать свои уникальные скоростные характеристики.