Роторный экскаватор Bagger 288, построенный в 1978 году немецкой компанией Krupp для горнодобывающего концерна Rheinbraun, является второй по величине наземной машиной, когда-либо созданной человечеством.
Он обладает совершенно удивительными характеристиками и способностями:
- умением добывать 240 000 тонн угля ежедневно;
- его длина составляет 220 метров – это длина двух 120-метровых футбольных полей;
- высота 96 метров соизмерима с высотой 30-этажного небоскреба;
- для работы этому гиганту требуется порядка 16,56 мегаватт электроэнергии в сутки;
- и при таких габаритах он может передвигаться со скоростью до 10 метров в час, что соответствует преодолению 22 км пути за 3 недели.
Когда его строительство было завершено в 1978 году, экскаватор Bagger 288 заменил собой «дедушку» землеройной техники – гигантский 13500-тонный экскаватор Big Muskie, который на протяжении нескольких десятилетий являлся обладателем звания самого огромного наземного транспортного средства в мире.
На проектирование и создание Bagger 288 компания Krupp потратила 5 лет и $100 млн. – сегодня это эквивалент $400 млн. ($1 в 1975 году равняется $3,98 сегодня).
Проработал Bagger 288 17 лет, с 1978 по 1995 год, после чего его заменили более современным 14200-тонным роторным экскаватором модели Bagger 293 того же производителя.
На сегодняшний день самым огромным и тяжелым действующим наземным самоходным транспортным средством является тоже немецкая горнодобывающая машина под названием Overburden Conveyor Bridge F60, имеющая длину 502 м и вес 13600 тонн. Своими габаритами она бьет рекорды небоскреба Empire State Building, Эйфелевой башни, авианосцев класса Нимиц и карьерного экскаватора Bagger 288, который занимает второе место.
Bagger 288 создавался для проведения вскрышных работ по добыче бурового угля в Гамбахе (Германия). Он может ежедневно выкапывать порядка 240 000 тонн угля, что соответствует 23 240 000 м3 ежедневно. Это эквивалент площади футбольного поля, на месте которого выкопана «воронка» глубиной в 30 м. Ежедневно добываемым Bagger 288 углем заполняли 2400 железнодорожных вагонов.
Этот механический монстр был установлен на гигантское 4-рядное гусеничное шасси каждое шириной 3,8 м. Благодаря большой площади ходовой части экскаватора, он оказывал сравнительно небольшое давление на грунт - 1,71 бар или 1,74 кгс на см2. Это позволяло экскаватору передвигаться под уклон в 5 °, путешествуя по гравию, земле и даже траве, не оставляя на них существенного следа.
Основное роторное колесо Bagger 288, на котором размещалось 18 ковшей, имело диаметр 21,6 м. Каждый его ковш за один раз зачерпывал 6,6 м3 руды.
К февралю 2001 года всем стало ясно, что в этом экскаваторе больше никто не нуждается, после чего он самостоятельно преодолел 22-километровое расстояние в место своей дальнейшей дислокации. Для того, что осуществить эту поездку, некоторые реки на его пути были закрыты специальными покрытиями, по которым экскаватор преодолевал водные потоки.
Это путешествие, в котором участвовало 70 человек, обошлось его владельцу в $15 млн., но самостоятельное следование Bagger 288 в конечный пункт назначения было признано более дешевым вариантов, чем его демонтаж в карьере.