Немецкая инженерная компания ThyssenKrupp разработала лифт под названием MULTI, который передвигается, используя бестросовую технологию. Кроме этого, лифтовая кабина может перемещаться по зданию как вертикально, так и горизонтально. Рельсовая платформа лифта поворачивается под углом 90 градусов, благодаря чему при развороте кабина может ехать боком, утверждают разработчики проекта. Сейчас технология проходит испытания в 246-метровой башне в Ротвайле, Германия.
По мнению инженеров, в будущем концепция такого лифта сможет по-настоящему изменить облик возводимых строений и, соответственно, городов. Технология не устанавливает никаких ограничений ни по высоте, ни по форме постройки, что открывает новые просторы для творчества в архитектуре.
На сегодня, одним из основных критериев при выборе высоты постройки является именно максимальная высота подъема грузовых и пассажирских лифтов внутри здания. Ведь традиционная технология канатных лифтов имеет ограничения по максимальной высоте. Стандартная отметка, на которую может подниматься лифт составляет 400-500 метров. Из-за этого, например, строителям 828-ми метровой Башни Халифа в Дубае пришлось устанавливать лифтовые системы на разных уровнях здания. Все дело в том, что если высота подъема лифта будет больше 500 м, вес подъемных тросов станет слишком большим для безопасного перемещения людей и грузов.
Вместо тросов кабина Multi будет перемещаться по рельсам, которые расположены на стенах шахты лифта. Удерживаться на рельсах лифт будет за счет магнитной подушки, как скоростной поезд-маглев. При помощи этой технологии кабина не опирается на рельсовую систему, а зависает над ней за счет силы электромагнитного поля, а тормозит используя аэродинамическое сопротивление. По заявлению разработчиков, в лифтовой шахте Multi сможет располагаться сразу несколько кабин. Это поможет сократить пространство, которое занимают стандартные лифтовые шахты на одну кабину. Технология также позволит быстрее передвигаться по зданию, так как сократится время ожидания лифта, а пассажиры смогут заходить и выходить каждые 15-30 секунд. Инженеры обещают, что грузоподъемность их пассажирских лифтов будет достигать 700 кг. Передвигаться по шахте кабина будет со скоростью 5 м/с.