По данным Всемирной организации здравоохранения, на планете из-за выхлопных газов ежегодно болеют и умирают миллионы людей. Но, пока ученые и законодатели думают над тем, как решить эту проблему, талантливые инженеры действуют, изобретая необычные способы уменьшения вредных выбросов в воздух.
Однажды, в 2013 году студент Массачусетского технологического университета Анеруд Шарма прогуливался по Мумбаи, с большим сожалением замечая, насколько его воздух отравлен токсичными выхлопами. Вернувшись после прогулки домой, неожиданно он отметил, что его белая футболка стала заметно серой, очевидно, испачканная осевшими на нее парами выхлопных газов, которые продуцируют грузовые автомобили и автобусы с дизельными двигателями. И тут ему в голову пришла идея, что всю эту сажу, которая вылетает из труб не экологичного транспорта можно было бы попытаться «уловить», сделав из нее красители и чернила.
В итоге, талантливый инженер не стал долго раздумывать, а создал свой стартап под названием Graviky Labs, целью которого была разработка подобной технологии. На протяжении 3 лет Шарма над ней работал и сумел создать устройство, надеваемое на выхлопную трубу, которое умеет улавливать до 95% сажи, находящейся во вредных автомобильных газах. После чего, из этой самой сажи создаются прекрасные художественные принадлежности в виде черных красок и чернил, которые могут использовать художники, архитекторы и даже дети.
На сегодняшний день его компания уже создала первую серию таких принадлежностей, которая получила название Air-Ink.
Она включает в себя такие продукты, как карандаши, краски в тюбиках и баллончиках, а также специальные маркеры, и предназначена для уличных художников, которые создают граффити, рекламные проспекты и муралы.
В прошлом месяце, в Лондоне прошла выставка работ художников из пяти самых загрязненных городов Великобритании, которые использовали в своих произведениях продукты этой линии.
Сырье для художественных принадлежностей Air-Ink собирается с помощью запатентованного Анерудом Шармой устройства, называемого Kaalink.
Его требуется подсоединять к выхлопной трубе транспортного средства, и оно в состоянии улавливать частицы сажи размером до 2,5 мкм в диаметре. Затем полученное вещество очищают от различных вредных примесей, измельчают и смешивают с растительным маслом.
Для тестирования данной технологии, устройство Kaalink в Лондоне пока установили только на пять автофургонов, развозящих пиво. Однако, уже сейчас желание купить себе такой агрегат выразило несколько транспортных организаций города, готовых подобным способом уменьшить влияние их автомобилей на экологическую ситуацию британской столицы.
«Мы собираем грязь с улицы и возвращаем ее туда же, но уже в виде эстетики и красоты. Причем, качество полученной из нее продукции поражает – краски выходят стойкие, насыщенные и быстро сохнут», - отмечает Шарма.
На один маркер, создаваемый компанией Graviky Labs, уходит столько вещества, сколько его продуцирует обычный легковой автомобиль за 40-50 минут работы дизельного двигателя. Тогда, как на баллончик аэрозольной краски требуется 2000 минут такой работы.
В прошлом году, по словам Шарма, его команда сумела таким способом очистить около 1,7 триллионов литров воздуха в Гонконге и Индии, где работали устройства Graviky Labs. Из этого количества им удалось создать порядка 770 л краски и чернил. И это при работе всего лишь 75 созданных фильтров.
Сейчас данный стартап активно работает над налаживанием связей с фирмами городских такси и коммунального транспорта разных городов мира, чтобы сделать свой проект воистину широкомасштабным. Ведь, к примеру, если бы все лондонские такси оснастить таким фильтром, за год можно было бы очищать до 30 триллионов литров воздуха.