С момента своего появления в 1979 году Mercedes Benz G Class (в Германии в основном используют название G-Wagen) стал популярным транспортным средством среди правительственных организаций и вооруженных сил многих стран, которых привлекала надежность техники бренда и хорошие внедорожные характеристики автомобиля. За 40 лет машина завоевала множество наград и выиграла большое количество контрактов, однако продолжает развиваться и покорять новые рынки. Вот и недавно были представлены две новых модификации, многоцелевой автомобиль(MRV), разработанный Mercedes и израильский Plasan Hyrax.
В настоящее время спортивный внедорожник Mercedes-Benz G-Class с полным приводом производится в Австрии компанией Gray, базирующейся в Граце. С момента начала выпуска с конвейера сошло более 300 тыс. автомобилей данной модели и всевозможных модификаций. К слову, на базе G-Wagen был выпущен самый длинный автомобиль Mercedes-Benz в истории Daimler, который производится до сих пор.
На данный момент выпускается более чем 70 вариантов Mercedes-Benz G-Class, используемых вооруженными силами и силами безопасности в 34 странах. Основными пользователями машины являются армии Австралии, Канады, Дании, Германии и Норвегии, в которых эксплуатируются тысячи автомобилей в качестве универсальных служебных и всевозможных боевых машин. Также бронированные версии G-Wagen используют Болгария, Египет, Финляндия, Венгрия, Индонезия, Малайзия и Нидерланды.
Военная модификация машины поступила на службу в немецкую армию в 1990-х годах, сначала под названием «Wolf», а затем как «Энок» - улучшенный легкий бронированный патрульный автомобиль (LAPV). В 2007 году, это была самая легкая категория нового семейства немецких бронированных машин (GFF). В настоящее время «Enok» используется в трех бронированных версиях - пикап с крытым фургоном и автомобиль MedEvac (медицинская эвакуационная машина), а также незащищенный фургон.
Разработанный и изготовленный компанией ACS в Германии, «Enok» использует стальную бронированную кабину, которая обеспечивает хорошую защиту от мин и самодельных взрывных устройств. При массе 5,4 т уровень защиты, выбранный немцами, превышает допустимый вес исходного транспортного средства, и, следовательно, требуются специальные модификации. Приводимый в действие двигателем OM642 мощностью 184 л.с., «Enok» имеет грузоподъемность до 930 кг и развивает скорость движения 95 км/ч.
В последней модификации общий вес транспортного средства был дополнительно увеличен до 6,1 т, при этом грузоподъемность выросла до 1,3 т. Для улучшения проходимости в этой модели используются регулируемые по высоте подвески и модернизированные оси, благодаря чему дорожный просвет значительно увеличился. Еще более тяжелый вариант находится в разработке, его максимальная масса составит 7 т. Также в настоящее время разрабатывается шестиколесный G 300 CDI, который будет представлен в сентябре 2019 года на военной выставке DVD в Великобритании. Модель G 300 6×6 рассчитана на увеличение общей массы машины и улучшенную проходимость по бездорожью.
Многоцелевая машина (MRV)
Для удовлетворения потребностей аэромобильных подразделений и спецназа Mercedes Benz разработал легкую универсальную многоцелевую платформу на базе G-класса. В MRV используется трубчатая рама, которая обеспечивает легкую и маневренную вездеходную платформу, способную перевозить до 3 т полезного груза по бездорожью и дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 120 км/ч. Максимальный запас хода увеличен до 800 км за счет большого топливного бака и низкого расхода топлива. Дорожный просвет 412 мм обеспечивает оптимальную проходимость и устойчивость на бездорожье. Также машина способна преодолевать водные преграды глубиной до одного метра.
Другим важным фактором является транспортировка по воздуху – MRV можно перевозить внутри вертолетов CH-53 и CH-47, а также крепить на стропах под эти вертолеты с помощью проушин, встроенных в каркас.
Подразделения специального назначения нескольких стран уже используют многоцелевую машину на базе G-класса. Последними ее приобрели голландские военные, которые вскоре получат более 500 воздушно-десантных машин (AASLT).
Данная модель представляет собой уникальную, облегченную модификацию, специально разработанную для данного воздушно-десантного подразделения. В конечном итоге голландская бригада будет эксплуатировать более 1000 таких машин, предназначенных для штурмовых операций, транспортировки личного состава и грузов, скорой помощи. Новые автомобили заменят транспортные средства G-Wagon, которые эксплуатировались уже 20 лет, и будут рассчитаны на размещения пяти бойцов. При этом смогут перевозить до 1,2 т снаряжения.
Plasan HYRAX
На выставке Eurosatory 2018 израильская компания Plasan, занимающаяся бронированием транспортных средств представила Hyrax израильский специалист по бронированным автомобилям представил Hyrax – легкий, бронированный автомобиль на основе нового шасси Mercedes-Benz G300 CDI. Данная модель является первым броневиком, который использует шасси, запущенное в серию Mercedes Benz в 2017 году.
Hyrax оснащен двигателем Mercedes G300 CDI 6V Euro-3 мощностью 183 л.с., который агрегатирован с пятиступенчатой автоматической коробкой передач. При полной массе транспортного средства 4,8 т Hyrax способен перевозить до 810 кг полезного груза. Машина рассчитана на транспортировку транспортным самолетом C-130.
В трансмиссии полного привода (AWD) используется система блокировки центрального дифференциала, которая включает в себя передние и задние замки с электрическим приводом.
Имея колесную базу 2850 мм и дорожный просвет 245 мм Hyrax может преодолевать вертикальные преграды высотой 400 мм, рвы шириной 600 мм и водные препятствия глубиной 600 мм. Также машина рассчитана на преодоление вертикальных склонов 80% и кренов 54%.
AWD показал высокую надежность и безопасность на дорогах и бездорожье. Hyrax оснащен всеми функциями безопасности класса G, включая гидроусилитель руля, ABS, ESP, BAS, EBD и подушки безопасности для передних сидений.
Основным преимуществом Hyrax является его опора на коммерческое шасси, рассчитанное на общий вес транспортного средства 4,5 т. В отличие от других транспортных средств, выполненных на базе Mercedes-Benz G-Class, данная модель не требует обширных модификаций для удовлетворения требований по полезной нагрузке. Hyrax, созданный в сотрудничестве с оригинальным производителем (OEM), имеет гарантию производителя и полностью поддерживается через всемирную сервисную сеть.
В качестве брони транспортное средство Hyrax использует проверенную в бою технологию плакированного корпуса Plasan. Эта модульная конструкция использует усовершенствованную легкую броню, которая выдерживает пули стрелкового оружия, осколки и бронебойные пули, соответствует стандарту EN 1522 B6, B7 и STANAG 4569 уровня 1 в базовой конфигурации и может быть модернизирована до уровня B7 и STANAG уровня 2. Броня изготовлена из композитных материалов и включает в себя большое прозрачное лобовое стекло и боковые окна.
Просторная защищенная кабина может быть выполнена с двумя или четырьмя дверями и несколькими вариантами рассадки, включая 2+3, 2+4, 2+1+1 и 2+2+1. Верхняя часть бронированной капсулы устроена таким образом, чтобы на крыше автомобиля можно было установить защищенную позицию стрелка или дистанционно управляемые станции стабилизированного оружия (RWS) с легким или тяжелым пулеметом.
Такие оружейные системы позволяют экипажу отслеживать и поражать стационарные и движущиеся цели, находясь внутри защищенной капсулы Hyrax. Легкий бронеавтомобиль недавно завершила эксплуатационные и дорожные испытания в армейских подразделениях Израиля (IDF) и теперь сертифицирован для использования IDF.
Разработанный Plasan в сотрудничестве с OEM-Mercedes 4,8-тонный Hyrax позиционируется как кандидат на замену сотен легких бронированных патрульных машин «Дэвид» на базе модифицированных автомобилей Land Rover Defender 110.