На Минском автомобильном заводе решили восстановить спортивный грузовик команды «МАЗ-Яровит», на котором она выступала в соревнованиях по трак-триалу в начале 2000-х.
Идею адаптировать для соревнований двухосный полноприводный грузовой автомобиль предложил Виктор Московских. Поэтому в качестве базы спорткара был выбран МАЗ-531639 - грузовик повышенной проходимости с колесной формулой 4×4. Именно эта машина стала первым спортивным грузовым автомобилем, созданный в Минске специально для трак-триала. К разработке чертежей сотрудники предприятия приступили в 1999 году, а уже через год машина приняла участие в соревнованиях. В 2000 и 2001 годах на данной машине команда Минского автозавода побеждала в чемпионатах СНГ и Европы по трак-триалу.
При разработке спортивного грузовика инженерами было принято решение основательно переработать практически все узлы и агрегаты, такие как рама, подвеска, трансмиссия и тормозная система. В результате получился автомобиль, который отличался меньшей массой, более высокой скоростью и маневренностью, чем оригинальный образец. Снаряженную массу удалось снизить до 7 тонн, несмотря на каркасы безопасности. Автомобиль получил двигатель Deutz мощностью 408 л.с., который позволяет разгоняться до 100 км/ч.
Легендарная машина долгое время простаивала в цехе предприятия, пока не было принято решение восстановить ее, за что и взялась команда «МАЗ-СПОРТавто». В грузовике заменили пришедшие в негодность элементы пневматики и электрической системы, привели в рабочее состояние все узлы и агрегаты, а потом удалили ржавчину и покрасили. По имеющимся на заводе историческим фотографиям удалось восстановить оригинальный вид спортивного грузовика. Единственное, чем внешний вид обновленной машины отличается от оригинального - новые колеса.
«Мы бережно отнеслись к раритетному грузовику, сохранив и внешний вид, и конструкцию, и технические характеристики. Конечно, для ралли-рейдов он не подходит - уровень спортивной техники значительно повысился, но для показательных выступлений может использоваться. Для нас он дорог как легенда, которая стояла у истоков белорусского внедорожного автоспорта», - заявил представитель МАЗа.
После реставрации широкая публика могла увидеть обновленную легенду 9 августа 2019 года на выставке, приуроченной к 75-летию предприятия у Дворца культуры МАЗ.