Наконец-то изобретенная еще в 1984 году шведскими инженерами технология щадящего разрушения верхнего слоя покрытия мостов при проведении их реконструкции начала применяться современными строителями.
Эту технологию еще в прошлом веке изобрели инженеры Шведской национальной дорожной администрации Vägverket совместно со специалистами производителя дорожной спецтехники Atlas Copco. Тогда, в начале 80-х годов представители государственных дорожных служб осознали, что вскрытие бетонного слоя мостов с помощью механического разрушения наносит мостовым структурам непоправимый вред.
При использовании отбойных молотков и гидромолотов, повреждалась арматура и трескался нижний (не снимаемый) слой бетона, что в конечном итоге приводило к нарушению устойчивости структур и быстрому разрушению полотна. Помимо риска безопасности, городским бюджетам подобная практика обходилась в кругленькую сумму, и было решено изобрести что-то иное.
В итоге, была разработана щадящая технология использования вскрытия бетона с помощью тонкой струи воды, которая резала строительный материал, как масло.
Эта технология получила название гидроразрушение, а техникой, которую ее применяла, выступали машины, внешним видом схожие с колесными погрузчиками. Спереди машины были оборудованы специальной подвижной системой, по которой горизонтально двигался водяной шланг. Из шланга под давлением 2450 атмосфер выходит тонкая, определенной длины, струя воды, которая послойно и очень аккуратно разрушает верхний слой дорожного полотна.
Анимация, описывающая технологию:
При использовании этого метода, вода не повреждает мостовую арматуру и разрушает ровно такой слой бетона, который требуется вскрыть. Помимо этого, вода, используемая в работе, не остается на дороге, а всасывается специальной рекуперативной (возвращающей) системой для ее повторного использования. Таким образом, для гидроразрушения необходимо небольшое количество воды.
Для того, чтобы реализовать эту задумку, в 1990 году шведы создали фирму под названием Conjet, которая и занялась разработкой и построением этих хитроумных машин. Сейчас у Conjet в наличие имеется линейка из 7 продуктов, которые они называют роботами-гидроразрушителями. И это оборудование применяется не только для проведения реконструкции дорожного полотна, но и для снятия слоя ржавчины с труб.
Самый маленький робот Conjet Jetframe 101 Nalta является самодвижущимся инструментом и подходит для обслуживания дорожек в частном секторе и труб коммуникаций.
Самой большой спецтехникой выступает гусеничный трактор Conjet Robot 557, оснащенный сильным дизельным двигателем, и являющийся идеальным решением для проведения работ по реконструкции больших мостов, причалов, доков, туннелей и парковок.
Также сегодня подобные гидроразрушительные машины создает американская компания «Rampart hydro services».
Долгое время технология гидроразрушения проходила апробацию и испытания. Еще несколько лет строители, как народ консервативный, присматривались к ней. Но уже сейчас в Европе и Америке он начал активно применяться городскими дорожными службами. Сегодня такой способ снятия бетонного полотна с «чувствительных» структур называют самым современным, щадящим и экологичным.
Видео реконструкции моста Департаментом транспорта в штате Юта, США