На подиумах многих домов мод вот уже несколько лет прочно прописались так называемые модели плюс сайз (женщины размера 50 и больше), демонстрирующие наряды для не худых представительниц прекрасного пола. А вот в автомобильных краш-тестах до сего момента ученые-экспериментаторы по старинке продолжали использовать худосочных манекенов.
На самом деле, уже ни для кого не секрет, что с ростом ожирения человечества, а также массового появления за рулем людей пожилого возраста, зачастую реальные автомобилисты могут иметь чуть не в 2 раза большие габариты, чем худые манекены, на которых отрабатываются системы автомобильной безопасности.
Справа на фото обычный манекен для краш-теста весом 77 кг, слева – манекен весом 122 кг
"Сегодня мой типичный пациент – это человек с избыточным весом, который страдает в той или иной мере ожирением. И это уже не исключение, а правило», - поясняет травматолог Стюарт Ван, специалист в области травм, связанных с ДТП, возглавляющий Университет Международного центра автомобильной медицины Мичигана (США).
В последние годы, изучая проблемы травматизма, связанного с автомобильными авариями, он заметил изменения в характере этих травм. И связал их с несоответствием конструкций систем безопасности с габаритами водителей и пассажиров.
Его наблюдения, основанные на анализе реальных аварий, помогли создать новый проект под названием Humanetic, в ходе которого в автомобильных краш-тестах используются большие и тяжелые куклы. Один манекен – это 122-килограммовый мужчина, который на 45 кг тяжелее используемых ранее манекенов. Второй имитирует 70-летнюю женщину также с избыточным весом и характерными возрастными изменениями.
Манекен, имитирующий тело пожилой женщины
Помимо этого, манекены оснащены внутри устройствами, которые воспроизводят человеческие внутренние органы.
И хотя на первый взгляд все эти ухищрения могут показаться странными и необоснованными, на самом деле размеры манекенов очень существенно отражаются на результатах тестов. Они дают ученым видение, как стоит модифицировать современные автомобильные системы безопасности, чтобы сделать их наиболее эффективными.
"Когда вы выбираете автомобиль, то думаете, что его рейтинг безопасности одинаков для любого водителя и пассажира. Но, на самом деле, если вы - большой человек, то лично на вас система безопасности данного авто может не сработать", - объясняет генеральный директор проекта Humanetic Кристофер О'Коннор.
К сожалению, исследования показали, что у тучных водителей шансы получить серьезные травмы в ДТП гораздо выше. По данным исследования, проведенного в Университете Калифорнии, 78% людей с избыточным весом подвергаются бОльшему риску смерти в автокатастрофе по сравнению с водителями нормальных габаритов. И чем выше индекс тела, тем выше этот риск. Связано это с тем, что системы безопасности авто, которые предназначены для защиты людей нормального веса, оказываются недостаточными для пассажиров с избыточной массой тела.