Оснащенные микрочипами, камерами и системой спутникового слежения GPS, массивные башенные краны в ближайшее время могут стать управляемыми дистанционно, и значит, у их операторов автоматически отпадет необходимость ежедневно карабкаться на огромную высоту.
Такая возможность вскоре может появиться благодаря специальной программе, которую разрабатывают в Наньяньском технологическом Университете. Ее называют «Системой умного крана», и, по сути, она дает возможность оператору прямо с земли управлять высотной спецтехникой. Для этого компьютерная программа рассчитывает оптимальный путь подъема и опускания груза, а весь этот процесс снимается на камеру и демонстрируется на планшете, показывая человеку картинку осуществления операции. При этом, система глобального позиционирования производит расчет пространственных характеристик подъемной операции вплоть до сантиметров.
Также программа предполагает оснащение каждого железобетонного блока или иной части конструкции строения, которую требуется поднять, своим идентификатором – микрочипом, который просто к нему приклеивается. Это даст возможность «умной системе крана» четко отслеживать его перемещение и проводить учет используемых в строительстве материалов.
При поступлении стройматериалов на площадку, рабочие будут снабжать их идентификаторами и затем считывать с помощью маленького устройства.
Полученная информация попадет в общую базу, которая затем сможет быть использована для учета материалов, а также для интеграции с работой башенного крана. Таким образом, компьютер фактически сможет создавать ежеминутную виртуальную модель строительства здания для дальнейшего отслеживания, на каком этапе оно находится, где происходят задержки и как их ликвидировать.
Одним словом, разрабатываемая система мало того, что будет уменьшать зависимость строительства от человеческого фактора, она обеспечит рабочим безопасность и сделает стройку более упорядоченной, позволив экономить.
Благодаря такой, почти игровой форме проведения строительных работ, ожидается повышение общей производительности примерно на 20%, а экономия времени составит 30%. Помимо этого, сможет быть обеспечена высокая точность подъемных операций, выполняемых башенными кранами. Ведь зачастую оператор такой подъемной спецтехники не видит то, что делает, а ориентируется на помощь людей, отдающих команды с земли.
В будущем изобретенная система сможет позволить операторам полностью управлять краном дистанционно, даже не присутствуя на стройплощадке.
На протяжении целого года эту программу испытывали в Китае на строительстве нескольких высотных объектов. Ожидается, что после сбора всех необходимых данных, в ближайшее время ее начнут внедрять в выпускаемые краны.