В последнее время многие профессии очень сильно изменились. Сегодня большинство рабочих специальностей уже требуют от человека знаний компьютерных и электронных систем, и простые рабочие, которым раньше не требовалось высшее образование, теперь чувствуют недостаточность своих знаний. Роботизация и автоматизация все активнее входят в те сферы, где раньше о них и слыхом не слыхивали. А между тем, большинство рабочих по-прежнему приходят на производство, не получив даже средне-специальное образование.
Сложных знаний стала требовать техника и оборудование, заводы и склады. Отныне и механики, и строители, и операторы спецтехники просто не могут обойтись в рабочем процессе без знаний компьютера и математики.
К примеру, когда немецкая компания Siemens Energy открыла новое производство газовых турбин, на 800 открытых вакансий пришло почти 10 000 претендентов. Однако, после проведенных тестов на знание математики и компьютера, оказалось, что только 15% из них могут работать на современном производстве.
И Siemens не единственный пример. Похожая ситуация наблюдается в мастерских компаний John Deere, JCB и Caterpillar, в которых обслуживают дорогую строительную и сельскохозяйственную спецтехнику. Теперь, чтобы заниматься ее ремонтом, механикам зачастую требуются знания не только компьютера, но и высшей математики.
Эксперты считают, что решить данную проблему можно с помощью производственной практики для старшеклассников.
К примеру, в Швейцарии после окончания 9-ти классов ученикам предлагают выбрать один из путей – академический или технический. Около 20% - 30% обычно выбирают академический путь, остальным же предлагают пройти производственную практику по одной из 230 технических специальностей. С 10-го класса учащиеся мало того, что проходят ее в школе, они идут работать подмастерьями на реальные предприятия, где и получают нужные на производстве навыки, которые своей теоретизацией не оторваны от реальной жизни. Причем, такая практика пусть и не по ставкам настоящих рабочих, но школьникам оплачивается. Таким образом происходит мотивирование и заинтересованность молодежи.
На сегодняшний день в Швейцарии самый низкий показатель безработицы в Европе благодаря именно такой программе.
Эксперты полагают, что сдержать современные темпы безработицы в условиях роботизации и промышленной революции можно только путем повышения знаний простых рабочих. И помочь этому может только обучение.