Обычные автомобильные дороги загружены автомобилями в среднем только на 10%, остальное время покрытие простаивает впустую. С другой стороны для создания масштабных солнечных электростанций нужны большие площади, которые можно было бы использовать более рационально – например, для выращивания зерновых. Строить солнечные электростанции в отдаленных и пустынных районах компании тоже не очень хотят – нужно строить всю сопутствующую энерготранспортную инфраструктуру, да и обслуживать такие станции выходит достаточно накладно.
Интересный выход из этой ситуации нашли французы, буквально убив двух зайцев одной пулей. Компания Colas совместно с французским Национальным институтом солнечной энергетики разработала специальное покрытие, названное Wattway, которое состоит из суперпрочных солнечных панелей. Панели настолько прочные, что из них можно сделать обычную автомобильную дорогу, но при этом она еще и будет давать электричество. Всего 20 м2 покрытия Wattway может обеспечить энергопотребности целого дома.
Кроме того, для установки панелей не надо придумывать каких-то специальных технологий – покрытие, на которое укладываются панели просто должно быть ровным и достаточно прочным, то есть их можно без проблем уложить на уже существующую автостраду и начать получать от нее электричество.
Не откладывая дело в долгий ящик, французы уже начали строительство первого километра такой солнечной дороги в департаменте Орне. Первый тестовый участок будет длиной в 1 километр и шириной в 2 метра, общая площадь покрытия Wattway на ней составит 2800 м2, чего по расчетам должно хватить для обеспечения электроэнергией небольшого городка в 5000 жителей. Всего тестовый участок будет вырабатывать 17 963 кВт∙ч электроэнергии в день.
Дорогу планируют закончить уже к декабрю этого года. Затем, министерство энергетики планирует продолжить разработку технологии производства панелей в крупных масштабах на заводе SNA, для этих целей уже выделено 5 миллионов евро государственного финансирования. Параллельно тестовый участок проверит работоспособность технологии – насколько такая дорога выдерживает круглосуточный траффик и не теряют ли панели производительности. По результатам исследований будет сделан вывод о целесообразности дальнейшего распространения солнечных дорог..