В последние несколько дней после случившегося теракта в Берлине, во многих СМИ стали появляться статьи и заметки, в которых журналисты сетуют, что, дескать, сегодня террористы умудрились сделать даже из грузовиков оружие массового поражения. И что нет от этого оружия ни барьеров, ни защиты, а все мы, простые граждане, теперь каждый день должны оглядываться и предполагать, что можем стать жертвой идейного фанатика.
К примеру, вчера сразу в нескольких городах Германии на большие площади и в места скопления людей городские службы в экстренном порядке свозили мобильные бетонные отбойники, чтобы хоть как-то обезопасить граждан от повторения берлинской трагедии, случившейся 19 декабря 2016 года, в результате которой погибло 9 человек и десятки раненых. Однако, полицейские, глядя на предпринимаемые меры, отмечают, что такие средства не могут дать безопасность людям, ибо они не в состоянии остановить несущийся на толпу многотонный грузовик.
Но, действительно ли до сегодняшнего момента человечеством не придуманы какие-нибудь заградительные технологии, способные дать хоть небольшое ощущение безопасности от нападения грузовиков обычным людям, которые просто гуляют в городе?
Разумеется, стоит понимать, что нападают не грузовики, а террористы, сидящие за их рулем. Но, пока полиция только пытается придумать, как их остановить, инженеры уже делают свое дело, и создают средства, пусть и не со 100%-ной, но все же гарантией повышения безопасности.
Этот грузовик угнать террористу будет сложно, ведь, во-первых, его охраняют военные, а во-вторых, он настолько необычен, огромен и тяжел, что не заметить и пропустить его в толпу просто невозможно.
Он называется заградительным мобильным барьером MBT-1, который в 2008 году изобрели специалисты одного из подразделений американского Департамента транспорта.
У этой машины есть несколько модификаций, некоторые из которых являются гражданскими, и призваны защищать от наезда строительные площадки и рабочих, ремонтирующих дороги.
Но, существуют и исключительно военные модели, применение которых возможно для охраны складов, аэропортов, и других стратегически важных объектов от нападения вооруженных групп и транспортных средств.
Первоначально о создании такого барьера в США задумались после трагического инцидента 2004 года, когда в Колорадо на бригаду строительных дорожных рабочих наехало сразу несколько транспортных средств, в результате чего погибло 8 человек.
На протяжении 4 лет барьер создавала группа инженеров, которые первый свой прототип сумели продемонстрировать в 2008 году. Еще несколько лет устройство тестировали, после чего одобрили для использования в гражданских и военных целях, признав, что оно является гораздо более эффективным по сравнению с мобильными бетонными отбойниками и другими заградительными сооружениями.
Барьеры MBT-1 бывают разной длины – от 12 до 31 метра. По существу, они могут выполнять роль мобильного заградительного сооружения, многотоннажного грузового автотранспорта, а также просто бортового прицепа с возможностью подсоединения к любому тягачу соответствующего класса и грузоподъемности. Его можно быстро перевезти в любую необходимую точку, равно как и расположить под разыми углами. А также оснастить сигнальными маяками, светофорами, дорожными знаками и вывесками. С обеих сторон заграждение имеет особое запираемое крепление для сцепки с тягачом, которое очень непросто уничтожить или разблокировать.
В случае гражданского применения, барьер способен защитить рабочую зону от вторжения транспортных средств спереди, сзади и сбоку. Он также способен строительным рабочим предоставить хорошее освещение и безопасность. Помимо этого, мобильный барьер MBT-1 эффективен для перекрытия сразу нескольких полос дорожного движения в случае возникновения на трассе большой ДТП или аварии подземных коммуникаций.
В военных целях его могут использовать, как средство быстрого реагирования для блокировки дорог, мостов, части города, и охраны стратегически важных объектов – государственных, инфраструктурных, военных и правительственных учреждений.
Сам барьер монтируется из нескольких секций, выполненных из стали повышенной прочности марки A-36, используемой при строительстве огромных кораблей. Внутри секции укреплены стальными трубами. Благодаря этому, его длину при необходимости можно наращивать. Также барьер оборудуется съемными защитными панелями, которые могут быть выполнены из различных материалов (начиная от обычного ПВХ и заканчивая пуленепробиваемыми пластинами), и конфигурироваться также по усмотрению.
Его подсоединение к тягачу возможно с обеих сторон, высота и толщина панелей может быть различной, а на секционные платформы можно установить кран-манипулятор и различное вооружение, типа автоматических гранатометов или пушек.
Но, самое главное, что благодаря своему весу, габаритам и материалам, из которых выполнен барьер, он способен абсолютно точно остановить легковые автомобили и внедорожники, двигающиеся на него под углом в 90 градусов на скорости до 105 км/ч. Этот момент подтвержден многочисленными краш-тестами. Более тяжелые транспортные средства также не прорвут заграждение, совершенно точно потеряв скорость и инерцию движения.
Разумеется, никто не говорит, что такой вид заградительных устройств решает все проблемы и предоставляет людям полную безопасность от наезда грузовиков с террористами. Да и места в городе он занимает немало, ухудшая обзор и панорамные виды. Но, к сожалению, в жизни нет ничего 100%- ного, а это временное устройство способно значительно повышать безопасность в местах скопления людей.