В Великобритании планируют заменить бригады по инспекции и ремонту морских ветряных электростанций полностью автоматизированной командой роботов. В ближайшее время британские инженеры разработают и протестируют ремонтную команду, состоящую из беспилотного судна, дрона и шестиногого робота.
По предварительным расчетам, за время службы эта технология поможет ветровым электростанциям сэкономить до 26 млн фунтов стерлингов. А стоимость реализации самого проекта составит 4 млн фунтов.
«Техосмотр и ремонт лопастей плавающих ветрогенераторов проводится в экстремальных условиях специализироваными бригадами промышленных альпинистов. Такие проверки могут проводиться только в определенные промежутки времени, при хороших погодных условиях. При этом специалисты должны осмотреть каждую лопасть. Очевидно, что на время инспекции турбины останавливают, что несет за собой финансовые потери, так как выработка электричества также приостанавливается», – Тони Фонг, технический инженер исследовательского центра возобновляемых источников энергии “Catapult”.
По словам Фонга, ежедневное использование судов для доставки ремонтных бригад на морские ветряные электростанции также обходится дорого.
Работа над проектом по созданию роботизированной бригады продлится два года. Команда будет состоять из автономного судна «Thales 'Halcyon», беспилотной системы, которую разработают ученые из Бристольского университета, и шестиногого робота-ремонтника BladeBUG, изобретенного предпринимателем Крисом Сислаком.
В Манчестерском университете разработают систему для транспортировки, запуска и извлечения робота-ремонтника, в то время как в Королевском университете Холлоуэя идет работа над созданием системы искусственного интеллекта, которая будет координировать выполнение задач и позволит береговой службе анализировать данные, передаваемые роботизированной командой.
Принцип работы команды роботов
Беспилотное судно будет автономно подплывать к ветряным турбинам и проводить первичный осмотр при помощи специальной камеры. По задумке инженеров, эта камера будет инспектировать лопасти без остановки турбины, что позволит проводить проверки без потери выработки электроэнергии.
На следующем этапе работы с корабля-носителя вылетит дрон и проведет свой собственный, более тщательный осмотр, а затем вернется на судно, чтобы забрать робота-ремонтника и высадить его на лопасть турбины.
Разработчики изучали разные типы роботов для инспекции турбин, но из-за сложной формы лопастей и необходимости перемещаться от одной стороны лопасти к другой, лучшим вариантом оказался все же робот с ногами.
Ожидается, что робот сможет выполнять более сложные проверки, такие как получение изображений с высоким разрешением и не-инвазивное зондирование, в том числе и ультразвуковое.
Шестиногого робота также оснастили механической рукой, благодаря чему он сможет выполнять задачи по базовому техническому обслуживанию, такие как очистка и обработка поверхности лопастей.
«При наличии незначительных повреждений поверхности лопасти, например, при эрозии передней кромки, робот сможет подняться и отшлифовать поверхность, а затем нанести немного защитной краски, чтобы турбина продолжала эффективно функционировать», – комментирует Тони Фонг.