Гусеничные мини-погрузчики (CTL) достаточно редко используются в Украине, наши компании предпочитают использовать колесные аналоги, и недостаток опыта их использования приводит к тому, что резиновые гусеницы выходят из строя раньше положенного срока. Портал equipmentworld.com опубликовал прекрасный материал, в котором отраслевые эксперты делятся советами, как продлить срок службы гусениц CTL.
Резиновые гусеницы, которые используются на гусеничных мини-погрузчиках, позволяют выполнять работы там, куда не осмеливаются заезжать колесные мини-погрузчики и другая строительная техника. Низкое давление на грунт и отличные характеристики данных систем ходовой части защищают газон и чувствительные асфальтированные поверхности, обеспечивают отличное сцепление на снегу и льду и позволяют подрядчикам продолжать работать даже на мокрой и мягкой поверхности, где могут проваливаются и буксуют другие машины.
Обслуживание и поддержание резиновых гусениц в работоспособном состоянии - это вопрос обслуживания номер один для CTL.
«Это самый дорогой расходный компонент в данном классе машин», - Райан Андерсон, специалист по маркетингу продукции, мини-погрузчики и CTL в New Holland.
Качественное обслуживание гусеничного мини-погрузчика – не то чтобы простое дело, но и особенно сложного в нем нет. Однако пренебрежение им обойдется пользователям очень дорого. В зависимости от того, как пользователь относится к резиновым гусеницам, они могут прослужить от 400 до 2000 рабочих часов. Среднее время, где-то между 1200 и 1600 часами.
«Я слышал о парнях, у которых гусеницы отработали 2000 часов, но они владельцы-операторы, которые знают, как ухаживать за своими машинами и управлять ими эффективно и действенно», - Райан Андерсон, специалист по маркетингу продукции, мини-погрузчики и CTL в New Holland.
Чтобы получить подобные результаты следует учитывать две вещи: состояния поверхности на рабочей площадке и навыки оператора.
Условия на рабочей площадке
Как и в случае с шинами, условия на рабочей площадке сильно влияют на долговечность гусениц. Твердые мощеные поверхности приводят к большему истиранию и износу. Скалистые грунты вызывают порезы и сколы. Однако работа на мягкой грунте, песке или газонном покрытии существенно увеличивает срок службы резиновых гусениц.
«Я разговаривал с клиентом, который использовал CTL для создания поля для гольфа, где все фасонные поверхности были сделаны из твердого сланца, полученного с помощью дробилки или струйной обработки. Он сказал, что одна неделя на этих поверхностях привела к большему износу его гусениц, чем они испытали за первые 400 часов работы на более мягких поверхностях. В таких случаях вы должны спросить, является ли CTL подходящей машиной для данной строительной площадки? Возможно, колесный мини-погрузчик был бы лучше?», - Майк Фитцджеральд, специалист по мини-погрузчикам Bobcat.
Прежде всего, следует избегать передвигаться по камням, корням и арматуре. Прежде чем завозить строительную технику на рабочую площадку, следует внимательно изучить территорию, и при возможности очистить от разрушающих резиновые гусеницы элементов или использовать другие машины.
Работа оператора
Хотя работа определяется типом грунта, всегда есть возможность проконтролировать, как оператор управляете машиной.
«В менее агрессивных ситуациях (грязь, песок или почва) любой может работать и оказывать минимальное воздействие на ходовую часть. Но когда поверхность становится «агрессивной», стиль управления оператора может оказать большое влияние на срок службы оборудования. Беглый взгляд в руководство оператора объяснит эти вещи», - Бак Сторли, менеджер по продуктовой линейке ASV.
Сторли рекомендует избегать чрезмерно резких поворотов и пробуксовок. Трехточечные повороты - лучший выбор, и это верно для всех марок гусениц и CTL.
Уклоны – это еще одна причина быстрого износа гусениц. Работа при боковом уклоне приводит к износу встроенных стальных направляющих выступов гусеницы. Фланцы на ведущей звездочке и на ленивцах помогают удерживать гусеницу, но, если натяжение гусеницы ослаблено, отклонение от бокового наклона может привести к ее срыву с машины. Когда это возможно, на гусеницах гораздо проще идти прямо вверх и вниз по склону, чем продольно по нему.
«При работе на твердых поверхностях, таких как асфальт или бетон, некоторые операторы разбрасывают небольшое количество материала, такого как песок или грязь, на поверхность, чтобы снизить износ гусениц», - Майк Фитцджеральд, специалист по мини-погрузчикам Bobcat.
Кроме того, когда вы преодолеваете бордюр или препятствие, двигайтесь вперед, а не под углом. Удар по обочине под углом увеличивает вероятность разрыва гусеницы, особенно по краям.
Регулярное отслеживание натяжения гусениц
На большинстве CTL регулировка натяжения осуществляется, добавлением или удалением масла из цилиндра, после чего происходит изменение расстояния между ведущей звездочкой и передним натяжителем. В других системах натяжения гусеницы используют гидравлику, а некоторые производители предпочитают применять для этих целей пружины.
«Некоторые операторы, работающие, в основном, на песке, предпочитают ослабленные гусеницы, потому что это минимизирует износ металлических элементов гусениц и звездочек. Песок не содержит крупных элементов, о которым можно беспокоится. Те же операторы, кто работают в горах или районах с большим количеством каменистых материалов, наоборот, предпочитают с более сильным натяжением, чтобы предотвратить попадание камней и обломков, которые могут привести к их срыву гусеницы. Как только нормальный, ответственный оператор узнает, в каких условиях он будет работать, он соответствующим образом установит необходимое натяжение», - Майк Фитцджеральд, специалист по мини-погрузчикам Bobcat.
«Я видел ситуации в суровых, дремучих лесах, где из-за недостаточного натяжения гусениц сломался ленивец (направляющий каток). Когда «играет» гусеница, напрягаются даже эти бездельники. Неизбежно какой-то материал будет выталкиваться внутрь и вокруг них. Мы рекомендуем очищать и осматривать гусеницы и ходовую часть каждые 10 часов. Если вы будете регулярно чистить мелкие детали, это ограничит количество мусора, который набивается в ходовую», - Райан Андерсон, специалист по маркетингу продукции, мини-погрузчики и CTL в New Holland.
Некоторые производители предоставляют конкретные характеристики, позволяющие измерять провисания гусениц. Важно проверять натяжение примерно каждые 10 часов. Гусеницы, натянутые слишком сильно, могут привести к тому, что машина будет работать тяжелее, чем необходимо, потребляя чрезмерное количество топлива и отбирая мощность.
Замена гусениц
Когда появляется необходимость замены гусениц, то будет проще выбрать ту же марку и тип, что и изначально были установлены на машине.
Но прежде чем сделать это, потратьте некоторое время на анализ того, насколько хорошо исходные гусеницы подходят для типичных условий работы, с учетом условий строительных площадок. Есть возможность выбрать другой тип рисунка протектора, другой резиновый состав или другую ширину, если это позволяет используемая машина.
«Ландшафтным работникам нужна машина меньшего размера, меньшая занимаемая площадь и менее агрессивный тип протектора для работы в стесненных условиях. Когда ширина машины не является проблемой, они с большей вероятностью выберут более широкую дорожку, чтобы получить большую площадь поверхности и лучшее сцепление», - Райан Андерсон, специалист по маркетингу продукции, мини-погрузчики и CTL в New Holland.
Типы рисунка протектора тоже имеют значение. По словам Андерсона, существуют существенные различия между рисунком с прямыми горизонтальными выступами и блочным протектором. Протектор для работы на мягких грунтах (с горизонтальными выступами) будет минимально нарушать поверхность. Но для карьеров, горнодобывающей отрасли или лесной среды предпочтительнее протектор блочного типа, который будет лучше противостоять проколам, сколам и истиранию. Также доступны гусеницы без протектора для ландшафтных дизайнеров и немаркированных дорожек для предотвращения появления черных пятен на готовых поверхностях.
Возможна также покупка бывших в употреблении гусениц для CTL (некоторые производители оказывают такие услуги), но следует иметь в виду, что не существует «универсальной» конструкции гусениц, поскольку ходовые части разных производителей имеют различные конструкции звездочек, роликов и фланцев, которые определяют дизайн внутренних элементов гусеницы.
Чтобы понимать, о чем идет речь, надо знать, что у Bobcat, различаются по конструкции ходовые части для разных размеров CTL, а у ASV есть уникальная система, в которой вместо резины со стальным кордом внутри резины используется поликорд. Можно сказать, что спецификация гусеницы зависит от бренда и модели, так что придется проделать своеобразную «домашнюю работу». После этого вам нужно выбрать тип протектора и его производителя. Хорошей идеей также является получение гарантии не менее 1000 часов, независимо от того, какую гусеницу придется выбрать.