Еще в июле 2014 года было объявлено о том, что КрАз начинает выпуск двух новых бронированных автомобилей KRAZ Spartan и KRAZ Cougar для потребностей сил армии Украины и Нацгвардии. Опытные образцы построены на Кременчугском заводе, созданы по лицензии совместного канадско-эмиратского предприятия Streit Group, и уже были официально продемонстрированы на оружейной выставке IAV 2013 в феврале 2013 года.
В таких машинах вооруженные силы сейчас испытывают особую потребность, и главным покупателем этих автомобилей планирует стать Нацвардия. Такая бронированная техника способна противостоять обстрелу даже из пулемета, и выдержит подрыв на фугасе. Машины по факту получились маневренными и легкими в управлении. Также будет экономически правильным использовать собственные украинские мощности для создания таких машин, а не закупать их за границей по баснословным ценам.
KRAZ Cougar очень удобен для использования машины в условиях проведения боевых операций в черте города. Автомобиль построен на шасси Toyota Land Cruiser 79 и оснащен дизельными японскими двигателями (4,0 ТД мощностью 240 л.с. или 4,5і мощностью 218 л.с.). Размеры колесной базы этого автомобиля равны более 3 м, длина - почти 5 с половиной метров, автомобиль оснащен гранатометом и пулеметами, салон автомобиля позволяет перевозить раненых.
Фото KRAZ Cougar
Напротив, KRAZ Spartan был создан как автомобиль повышенной проходимости, для использования его в условиях отсутствия асфальтированных дорог. Он весит почти 8 тонн, создан на базе шасси Ford F550, и оснащен турбодизельным двигателем V8 объемом 6,7 л и мощностью 400 л.с. Размеры его колесной базы еще больше, чем у своего «городского» собрата – более трех с половиной метров, длина автомобиля составляет 6 метров с клиренсом 51 см. В кормовой части машина имеет десантный отсек и может перевозить до 10 пехотинцев и до 5 раненых.
На броневик также установлены пулеметы и гранатомет, а корпус сварен из листовых бронированных листов под определенным углом.
Фото KRAZ Spartan
Фото салона
Таким образом, хотя бы на время именно предприятие КрАз может удовлетворить потребности украинской армии в тяжелых грузовиках. Но сегмент небольших автомобилей так и остается пока не заполнен.
Однако совсем недавно стало известно, что «Укроборонпром» подумывает над созданием своего бронированного автомобиля меньших габаритов и грузоподъемности. Армия нуждается в машине, которая бы стала украинским аналогом ГАЗ-66.
Для тех, кто не помнит, ГАЗ-66 является малотоннажным советским грузовиком повышенной проходимости, грузоподъемностью всего 2 тонны и кабиной, находящейся прямо над двигателем.
Такой автомобиль был удобен для заброски в тыл врага с борта самолета, ибо имел хорошую балансировку и всегда приземлялся без завалов полностью на четыре колеса.
Для создания аналогичной машины в «Укроборонпроме» планируют задействовать мощности предприятий украинской автомобильной промышленности, которые в условиях кризиса сейчас простаивают. Также уже проводятся переговоры с рядом предприятий по вопросам изготовления отдельных деталей и узлов.