Современный мир – это мир высоких строений. Людей на планете становится все больше. А люди предпочитают жить в больших мегаполисах, где пространства под строительство остается все меньше, да и стоимость на клочок земли в пределах некоторых городов сегодня достигает невероятных пятизначных цифр. Впрочем, в арабских странах, Китае и Индии небоскребы невероятных высот строят не по причине отсутствия земли, а как символ богатства, могущества и величия.
Однако, постройка небоскребов изначально была нелегкой задачей. Давайте сделаем небольшой экскурс в историю, и посмотрим, как развивались принципы строительства и безопасности в небоскребах на протяжении последних нескольких десятков лет.
Изобретение пассажирского лифта и технологии массового производства стальных конструкций, пожалуй, стали двумя самыми важными факторами, давшими возможность человечеству строить высотные здания.
Первым зданием, в котором появился пассажирский лифт, стало пятиэтажное 24-метровое коммерческое строение EV Haughwout в районе Манхэттена в Нью-Йорке, на углу улиц Брум-стрит и Бродвей. Оно было построено в 1857 году по проекту Джона П. Гейнора, и первоначально в доме размещался модный магазин Eder V. Haughwout's, в котором продавались дорогие товары из хрусталя и серебра, а также элитный китайский антиквариат.
Фото здания EV Haughwout
23 марта 1857 года, по проекту известного изобретателя Элиши Грейвса Отиса, в здании установили подъемный лифт, который обошелся в 300 долларов и имел скорость подъема 0,20 м/с. Лифт приводился в действие паровой машиной, установленной в подвале. Данное пятиэтажное строение никак нельзя было назвать небоскребом, на тот час оно было нисколько не выше, чем многие другие в городе. Установка подъемного устройства не была необходимостью, а являлась для хозяев здания и магазина рекламным трюком, призванным обеспечить богатым покупателям ощущение особого шика и удобства.
Настоящим высотным строением, в котором появился подъемный лифт, стал первый в мире небоскреб - Home Insurance Building, так называемое Здание домового страхования в Чикаго, построенное в 1885 году.
Фото Home Insurance Building
Высота этого 10-этажного строения первоначально составляла 42 метра вплоть до 1891 года, когда к нему было достроено еще 2 этажа. К сожалению, в 1931 году это историческое здание было снесено.
Именно архитектор Уильям Ле Барон Дженни, спроектировавший Home Insurance Building, придумал способ, позволивший строить небоскребы. Его идея построения высотного здания на основе несущего каркаса используется в строительстве и по сей день.
Эскиз Home Insurance Building
Эти более чем скромные сооружения стали предвестниками зданий по-настоящему высоких и знаковых - современных небоскребов, таких как 103-х этажный Empire State building в Нью-Йорке, 108-ми этажный небоскреб Willis Tower в Чикаго или рекордная 830-метровая башня Burj Khalifa в Дубае, являющаяся сейчас самым высоким зданием в мире.
Фото самого высокого здания мира – башни Burj Khalifa
Многие годы, вплоть до окончания Второй мировой войны, в связи со строгим законодательством и жесткими строительными нормами, в Европе небоскребы не строили. Однако роскошь и безопасность появляющихся в Америке высотных зданий вскоре убедили европейцев, что дело это не только красивое, но и весьма прибыльное.
Безопасность небоскребов
Недавний (произошел 20 февраля 2015 года) пожар, случившийся в самом высоком жилом здании мира, 336-метровой башне под названием Torch (курьезно, но переводе с английского torch – это факел) в районе высоток Marina города Дубай, продемонстрировал современные стандарты безопасности в постройке небоскребов.
На этом фото запечатлен пожар в башне Torch
Пожар, как полагают, начался на 50-ом этаже. Многие испугались, кое-кто получил незначительные травмы, в основном - во время эвакуации, некоторые жильцы надышались угарным газом. Но ни единой смерти в результате пожара зафиксировано не было.
Так выглядело здание Torch после пожара
Все люди смогли вовремя эвакуироваться, а пожар был быстро локализован, хотя, как вы понимаете, тушить огонь в таком высотном здании для пожарных дело нелегкое.
Основными принципами пожарной безопасности при постройке современных небоскребов, являются, во-первых, достижение максимально медленного распространения огня в помещениях высоток, во-вторых, стойкость основной, несущей конструкции здания.
Чтобы достичь этого, архитекторы в проектировании используют множество уловок. Создают перегородки на пути гипотетического огня, проектируют особую конструкцию несущего каркаса, ставят на этажах аварийные, автоматически блокируемые двери, строго следят, дабы при постройке небоскреба использовались огнеупорные материалы. А самое главное – четко продумывают пути безопасной эвакуации людей.
Впрочем, столь строгая проработка безопасности небоскребов имеет недавнюю историю. На все эти моменты стали обращать особое внимание лишь после ужасной катастрофы 11 сентября, когда в результате террористических актов в Америке рухнули башни-близнецы Всемирного торгового центра на Манхэттене. Тогда в пожаре и под обломками двух 110-ти этажных небоскребов погибло почти 3000 человек.
Некогда великолепные башни-близнецы, разрушенные 11 сентября 2001 года
Как оказалось, большая часть людей в Южной и Северной башнях торгового центра погибли в результате пожара. Отвратительное устройство эвакуационных путей, быстрое возгорание обшивки и тление строительных материалов, невозможность людей уйти от пожара, сделали их заложниками огненной ловушки. Тогда, после осознания всех произошедших бед, архитекторы думали, что эра небоскребов закончилась.
К примеру, один из ньюйоркских известных архитекторов, Карл Галиото как-то вспоминал, что спустя две недели после терактов 9/11 его проект по постройке 50-ти этажного здания торговой биржи, над которым он трудился последних полтора года, был полностью закрыт. "Я помню те разговоры" – рассказывал он, вспоминая ужас тех дней. "Все говорили, что небоскребы больше никто не будет строить. Никто не захочет в них жить и работать».
Однако, прошло несколько лет и боль потерь немного утихла. А архитекторы и строители начали полностью пересматривать свои принципы возведения высотных зданий. Было решено сделать главный упор на выносливость к «потрясениям» опорных конструкций и несущего каркаса здания, усовершенствование противопожарной системы и путей эвакуации людей.
Теперь, на месте разрушенных башен-близнецов построен новый Всемирный торговый центр.
Новый Всемирный торговый центр на Манхэттене. В центре расположено его основное здание – башня Свободы
Его центральное здание, 104-этажный небоскреб, именуемый башней Свободы, возведен таким образом, чтобы не повторить предыдущих ошибок. В самом центре здания имеется специальная лестница только для аварийных бригад. Это означает, что спасателям не придется продираться сквозь паникующую толпу, спасающуюся бегством из строения. К тому же это «ядро» здания защищено почти метровыми бетонными стенами, выдерживающими высокое давление и температуру. Попав в горящий небоскреб по лестнице, спасатели через специальные аварийные двери смогут очутиться в любой точке здания максимально быстро.
Архитекторы и проектанты башни Бурж Халифа воплотили еще одну меру безопасности: аварийные подъемники (так называемые "спасательные шлюпки") в специально отведенных частях здания, которые могут быстро и безопасно эвакуировать людей на землю в случае пожара или иной опасной ситуации.Наконец, в последнее время при строительстве небоскребов, в них стали создавать специальные, автономные линии связи с пожарными и спасательными службами. Разумеется, все эти меры не делают небоскребы абсолютно безопасными. В мире вообще нет ничего на 100% безопасного. Но они дают людям в разы больше шансов на спасение в чрезвычайных ситуациях.