пн, 2015-09-21 13:37
Поделиться
Мнимые успехи российского импортозамещения

На прошлой неделе некоторые российские издательства написали о том, что к ним в руки попала копия проекта постановления правительства РФ о запрете компаниям, участвующим в государственных заказах, привлекать к работам подрядчиков, в парках которых отсутствует отечественная техника. До этого подобные компании уже получили запрет на закупку исключительно импортной спецтехники. Таким образом, сейчас российское правительство хочет заставить все строительные компании иметь в своем распоряжении как можно большее количество отечественных машин. При этом в вышеуказанном проекте оговорено, что уже к 2017 году предприятия, получающие госзаказы, обязаны будут иметь в своих парках не менее 10% отечественной техники, а к 2021 году эта доля должна вырасти до 50%. 

Импортозамещение по-российски

Ко всему прочему, количество используемой спецтехники в определенном проекте будет суммироваться по всем подрядчикам. Таким образом, это заставит генерального исполнителя выбирать не лучших подрядчиков, а тех, кто будут соответствовать определенным требованиям. То, что после введения данных норм строительным организациям придется отказаться от уже купленной качественной импортной техники, потратившись на закупку ее отечественных аналогов, очевидно, российских чиновников не волнует.

Мы попытались разобраться, неужели в России и впрямь существуют потенциал импортозамещения спецтехники? И вопрос этот назрел после получения инсайдерской информации, согласно которой уже сейчас украинские представительства самых известных производителей спецтехники активно импортируют ее из России в Украину. Очевидно, в РФ эта техника застаивается по причине отсутствия денег и накладываемых на предприятия запретов. То есть даже в условиях экономического и политического кризиса зарубежным производителям легче продавать свои товары на территории Украины, нежели в рапортующей об успехах импортозамещения России.

Забавно, но и на специализированных российских сайтах представители строительных компаний не стесняются говорить о той катастрофической ситуации, в которой они оказались. Они сетуют на отсутствие столь необходимых запчастей, узлов и агрегатов, при этом признаваясь в том, что ищут все возможные способы, дабы обойти законодательные ограничения. Многие предприятия оказываются на грани банкротства, как например, произошло с Ивановским автокрановым заводом, некогда славящимся своими кранами «Ивановец», или угледобывающим холдингом "Сибирская угольная энергетическая компания", который многие годы работал на украинских экскаваторах ЭРП-2500 и технике американских марок Caterpillar, Terex и Bucyrus. Все чаще в СМИ проскальзывает информация  и о том, что работники заводов и предприятий отправляются в отпуска за свой счет или получают зарплаты кирпичами и гайками. 

Демотиватор дали зарплату кирпичами

При этом, большинство российских СМИ, по своему «ватному обыкновению» громко рапортуют о том, что какой-то российский завод наконец-то наладил выпуск одной из «шайбочек» или ковша для экскаватора, убеждая граждан, что процесс импортозамещения в России идет полным ходом. Между тем, сами российские эксперты с ужасом отмечают, что в России пока нет ни малейших предпосылок для создания собственного производства по выпуску бульдозеров, катков, экскаваторов, грейдеров, погрузчиков и тралов. Да и для изменения данной ситуации нет никаких предпосылок, ибо в стране, в связи с введением санкций, производители потеряли источники кредитования, а пробиться к государственной кормушке можно лишь имея блат и деньги на взятки. То есть сегодня российское правительство сделало все, чтобы возвести вокруг страны железный занавес, пытаясь повторить историю изолированного СССР. При этом, не учитывая фактор того, что Советский Союз в свое время действительно худо-бедно мог обеспечивать себя необходимой спецтехникой, тогда как Россия за последние 25 лет практически полностью утратила эту способность. Те же еще немногие иностранные компании-производители (Hitachi Construction Machinery, John Deere, JCB и Caterpillar), кто остался на территории России сейчас, даже близко не могут покрыть потребительский спрос на технику, ибо и они поставлены в крайне жесткие рамки. Согласно сегодняшнему российскому законодательству, выпускаемая ими продукция должна не только быть сделана в РФ, но и на 50% состоять из отечественных комплектующих. 

Импортная спецтехника в России

Возникает закономерный вопрос: куда идет российское правительство в своих попытках импортозамещения, полностью устраняя в стране принципы здоровой конкуренции? И доколе простой российский народ не будет этого замечать, веря в лозунги, доносящиеся с экранов телевизора? Видимо, вся тяжесть ситуации станет слишком явной только после победы холодильника над телевизором. Голод – не тетка, он побеждает даже нездоровый патриотизм. 

Теги

Комментарии