
Спецтехника, которая имеет два комплекта колес – одни с резиновыми шинами для езды по обыкновенным дорогам, а другие – металлические, для работы на железнодорожных путях, является оборудованием довольно узкоспециализированным, и часто даже профессионалы не знают о его существовании.
А те, кто о такой технике и слышал, поразмыслив, все же выбирают обыкновенный строительный экскаватор, кран или грузовик, модифицируют их и отправляют работать на железнодорожных путях, где они, выполняют роль подъемной и землеройной техники.
Некоторые производители нестандартной спецтехники, к примеру, такие, как Atlas, Sennebogen, Calmar и ICON, периодически выпускают дорожно-рельсовые машины, однако, самые крупные и известные производители, как правило, считают, что подобную технику невозможно продавать в больших объемах, и «не заморачиваются» их выпуском.
Тем не менее, в этом правиле появилось два исключения. Немецкий производитель Liebherr никогда не стеснялся делать дорожно-рельсовые экскаваторы, а вот теперь к нему присоединился и Caterpillar. И данная тенденция, пожалуй, может стать показательной.
Дорожно-рельсовая машина Liebherr
Одной из самых популярных машин этой марки можно назвать модель экскаватора Liebherr А 922 Litronic Rail.
Данный экскаватор имеет дополнительную, третью (съемную) ось и привод на обеих сторонах шасси. При установке на рельсы, комплект колес, оснащенный шинами, подтягивается вверх, в результате чего металлические колеса плотно становятся на железнодорожные рельсы, и теперь благодаря им экскаватор может передвигаться вперед и назад.
Полноповоротный A 922 Litronic Rail имеет эксплуатационную массу от 19900 кг до 22800 кг (в зависимости от модификации), и оснащается он дизельным двигателем Liebherr D 834 мощностью 110 кВт (150 л.с.). А преимуществом такой машины является ее универсальность, ибо после снятия дополнительной железнодорожной оси в свое распоряжение вы получаете обычный самоходный полноповоротный экскаватор.
Дорожно-рельсовая машина Caterpillar
В этом году на выставке Bauma 2016 к Liebherr неожиданно решила примкнуть и компания Caterpillar, показав свой первый прототип дорожно-рельсового экскаватора Cat M323F, питаемого от двигателя Cat C4.4 ACERT мощностью 112 кВт и эксплуатационным весом в 22900 кг.
Как сообщают специалисты компании, окончательный вариант этой машины будет доступен на рынке в ближайшие месяцы. Утверждается, что он будет соответствовать европейским железнодорожным стандартам EN15746, обеспечив потребителей хорошей устойчивостью, низкими эксплуатационными расходами, простотой эксплуатации и обслуживания.
И уже сейчас можно предположить, что дорожно-рельсовые машины, сделанные компаниями Cat и Liebherr, по техническим характеристикам будут превосходить машины, выпущенные небольшими компаниями. И уж они то смогут себя обеспечить объемами продаж в этой узкоспециализированной нише.
А вот появятся ли эти машины на украинском рынке, пока неизвестно. Ведь, невзирая на то, что «Укрзалізнице» ежегодно необходимо модернизировать и реконструировать сотни километров железнодорожных путей, в нашей стране этот процесс проводится по старинке. Хотя на самом деле деньги, вложенные в современную спецтехнику, очень быстро себя окупают, так как такие машины выполняют свою работу быстро и качественно.