Как стало известно, в международном отчете о состоянии транспортной инфраструктуры Украина в 2016 году по качеству дорог заняла 134 место из 138-ми существующих. Таким образом, качество наших отечественных дорог было оценено хуже, нежели таких стран, как Камерун, Коста-Рика, Мозамбик и Йемен. При этом, за неполный 2016 год правительство выделило на ремонт транспортных магистралей рекордную для нашей страны сумму - 13 млрд. грн.
Так почему же, невзирая на освоение столь немалых денежных средств, состояние наших дорог только ухудшается?
В 2013 году Укравтодор решил присоединиться к международной организации CoST (Construction Sector Transparency Initiative), целью которой является обеспечение прозрачности строительной отрасли и повышение эффективности использования государственных средств во время возведения инфраструктурных объектов в разных странах мира. По мнению специалистов, работающих в этой организации, Украина крайне неэффективно использует выделяемые на строительство дорог средства, и тому есть 5 причин.
Плохая проектная документация
Как известно, перед тем, как начать любые масштабные строительные работы, исполнитель должен подать в соответствующие органы требуемую проектную документацию. В этой документации в обязательном порядке указываются сроки и объемы работ. Но подобные документы в Украине часто делаются из рук вон плохо. Чтобы изначально показать не очень высокие сметы, проектировщики «забывают» или попросту выкидывают из них, к примеру, такие работы, как возведение подземных и надземных переходов.
Сегодня в Украине постройка одного подземного перехода обходится государству минимум в 2-3 млн. грн., надземного – минимум в 10 млн. грн. О том, что их нужно построить, часто подрядчики узнают слишком поздно. Для этого им приходится дополнительно закупать материалы, привлекать сторонние организации и переделывать уже построенное. Все это, разумеется, ведет к значительному удорожанию строительства.
Бюрократия
Вы знаете, что на утверждение этой самой документации, из которой «за ненадобностью» выкинули даже пешеходные переходы, у наших чиновников уходит почти год? Затем следуют тендеры, которые тоже длятся месяцами.
А за это время на рынке меняются цены на материалы и работы, растет курс доллара, и в результате утвержденная смета все время отстает от реальности. К тому же вокруг места будущего строительного объекта появляются иные строения, магазины, линии электропередач, газопроводы и многое другое. Когда подрядчик приступает к выполнению работ, он сталкивается с тем, что не может выполнить проект, ибо он уже не соответствует реальной обстановке. Тогда начинается новый виток согласований, на который опять уходят месяцы и тратятся деньги.
Штрафы и неустойки иностранным подрядчикам
Часто тендеры на строительство дорог в Украине выигрывают иностранные подрядчики, у которых в договорах строго оговариваются штрафы и неустойки, если украинская сторона нарушает свои обязательства и сроки. Обычно иностранные подрядчики предпочитают привозить свою спецтехнику на территорию Украины, и тогда наше государство обязано ему возместить НДС.
Но, сроки этого возмещения практически всегда нарушаются, и тогда Украина тратит выделенные на ремонт деньги вовсе не на строительные работы, а на уплату неустоек. В итоге, деньги потрачены, а дороги от этого лучше не становятся.
Нет связи с общественностью
Обычно никого из нас спрашивают, хотим ли мы появления у себя под домом новой транспортной развязки. А когда обычные жители начинают протестовать против строительства, перекрывая дороги и бастуя на стройплощадках, проекты начинают спешно пересматриваться.
Если бы еще на этапе проектирования проходили общественные слушания, возможно, изначально проект имел бы иной вид, а его стоимость была бы меньше.
Расходы на археологию
Украина – страна с богатой историей, и часть этой самой истории до сих пор находится под землей. Иногда при проведении дорожных работ строители натыкаются на археологические находки, и каждый застройщик знает, что за этим последует. О находке придется сообщить в соответствующие структуры, которые несколько недель будут думать, что с этим делать. Затем начнется переписывание проекта, а на место строительства выедет команда археологов. О продолжении работ придется либо забыть, бросив на стройплощадке простаивать дорогую спецтехнику, либо работать бок о бок с археологами.
В итоге, некоторые проекты могут оказаться замороженными на неопределенный срок, или очень затянувшимися по времени. К тому же, помощь археологам в проведении земляных работ государство возложит на подрядчика, а значит, цена работ значительно вырастет. Поэтому, немудрено, что частенько застройщики, обнаружив что-то исторически ценное, никому об этом не сообщают, закатывая нашу историю под асфальт.