В 2008 году исследователи из Японии провели масштабное изучение странного явления – так называемого фантомного затора на дорогах, который является причиной большинства дорожных пробок. Фантомный затор - это остановка или задержка дорожного движения без какой-либо объективной на то причины. Засняв это явление на камеру, ученые установили, что причиной для появления такой напасти служит исключительно человеческий фактор.
Построив большой испытательный полигон с одной полосой движения, они заставили со скоростью 30-40 км/ч ездить по нему 22 автомобиля. Это движение машин должно было имитировать обычное состояние городских дорог в часы пик. Вскоре это изучение показало, что водители при отсутствии на то объективной причины, начинали то уменьшать скорость движения, то ускоряться. Оказалось, люди – не роботы (вот новость то!), и не могут постоянно придерживаться одинаковой скорости, отвлекаясь или уставая от рутинного процесса. Поначалу это явление проявляется лишь у малого количества водителей, но вскоре оно, словно цунами, накрывает всех.
Поскольку испытательный полигон имел форму идеального круга, исследователи увидели, что через время все испытуемые начали постоянно менять скорость своего движения, а результатом стало образование настоящего фантомного затора. И это при том, что на полигоне, как вы понимаете, отсутствовала какая-либо объективная причина, как то авария или ремонт. Да и полоса на нем была всего лишь одна. А теперь представьте, что происходит на наших широких городских трассах, где ездит гораздо больше автомобилей.
Согласно последним изучениям, средний житель мегаполиса проводит в дорожных пробках от 20 до 80 часов год. Услышав эти данные, хочется сказать, что автомобили и движение на них – наше основное зло. Ведь если человек тратит столько полезного времени, простаивая в заторах, это уничтожает его рабочую мотивацию, наносит вред окружающей среде, разрушает психику и здоровье, выводит нас из себя, делая агрессивными и несдержанными.
Не мудрено, что иногда у каждого из нас проскальзывает мысль «как же я ненавижу этот муравейник!», вызывая разочарование своей жизнью в нем.
С другой стороны, движение – это жизнь, а активное городское движение демонстрирует экономический рост мегаполиса. Когда в городе живет много людей, и большинство из них где-то работает, что-то производя, это показывает успешность населенного пункта и его развитие.
Но, вскоре наступает момент, когда передвигающего транспорта в нем становится столько, что развитие начинает тормозиться. Стояние в пробке для человека означает, что ему нужно все раньше просыпаться по утрам, и позже возвращаться вечером домой. От этого возникает стресс и усталость еще до начала рабочего дня. В итоге, у работников снижается производительность, они опаздывают на службу, тратят топливо и деньги на него. И, по словам экспертов, как только большинство обычных городских жителей начинает тратить на дорогу от дома до работы и обратно больше 35 часов в неделю, в таком городе начинает расти недовольство, безработица, и замедляется рост его развития.
В таких условиях потенциальные сотрудники начинают искать работу не там, где они могли бы показать наилучшие результаты, а там, где путь до рабочего места не превышает 1 часа.
Что с этим можно сделать?
На сегодняшний день, с имеющимися у человечества технологиями, по мнению большинства ученых, решить эту проблему можно только за счет уменьшения личного транспорта, на котором люди ездят на работу, и увеличения пропускной способности общественного транспорта. В будущем же, быть может, будет изобретен такой личный транспорт, который не сможет формировать фантомные заторы.
Ответвление психологии, называемое специалистами «психологией трафика», является относительно новой областью научных изысканий. Оно стремится понять поведение человека за рулем, чтобы, в конце концов, путем применения различных ухищрений и технологий, уменьшать негативные последствия ее проявления.
В частности, уже сейчас психологи обнаружили довольно интересный паттерн (схему, модель поведения) большинства водителей. Во-первых, будучи за рулем, человек ведет себя всегда более агрессивно и зло, чем склонен это делать в обычной жизни. Во-вторых, ведя машину, мы по какой-то неведомой причине, считаем себя более умными, а свои поступки более логичными, оправданными и безопасными, чем у других водителей. Попробуйте обратить внимание на свою реакцию и мысли, когда вас кто-то подрежет на дороге.
Сейчас многие автопроизводители усиленно работают над созданием новых технологий, нивелирующих эти моменты. Они вмонтируют в водительские кресла массажеры для расслабления, оснащают салон приглушенным успокаивающим светом и уникальными аудиосистемами. Постоянно трудятся над повышением топливной эффективности транспорта, в том числе на холостом ходу. И, конечно, большие надежды возлагаются на беспилотные системы, способные хотя бы временно забирать у человека управление на себя. Машина-робот не станет без причин притормаживать или ускоряться. А значит, возникновение фантомных заторов может быть значительно снижено.