Считается, что самым всепогодным видом транспорта является железная дорога. Поезда не настолько зависимы от погодных условий, как, к примеру, автомобиль или самолет. Они не восприимчивы к дождям и грозам, и с легкостью переносят снег и град.
Но, совсем иначе с природой взаимодействует воздушное судно, успешность взлёта и посадки которого напрямую зависит от состояния взлётно-посадочной полосы.
И это вполне объяснимо, ведь на борту самолёта находится конечный запас топлива, и он не может ждать, когда на взлетно-посадочной полосе растает лед или снег, и коэффициент сцепления колес шасси с покрытием станет нормальным.
Именно поэтому во всех странах мира, где случаются холодные зимы, аэродромные службы аэропортов должны обладать специальным оборудованием и спецтехникой, которые в кратчайшие сроки могут очистить взлетно-посадочную полосу, и приготовить покрытие к безопасному приёму и отправке воздушных судов.
А теперь представьте, насколько сложны эти условия в снежных и морозных странах, где в некоторые сезоны осадки могут не прекращать выпадать многие сутки подряд. Для борьбы с ними, а также со льдом на рулежных дорожках, у многих аэропортов мира есть особая спецтехника – машины, которые массированно не только борются с обледенением, но и умеют его предотвращать.
Знакомьтесь, это самая большая в мире антиобледенительная машина, называемая Тyler AD de-icer, которую производят в американской компании «Wausau Equipment». И эта техника, поверьте, не похожа ни на одно вам знакомое антиобледенительное устройство. Данный монстр, создаваемый на базе мощного грузовика-цистерны, оборудуется двумя поливочными локтевыми устройствами, которые грузовик умеет расправлять по обе стороны от себя, словно птица крылья.
Каждое из этих устройств имеет длину больше 15 метров, таким образом, когда грузовик, выезжая на взлетно-посадочную полосу, расправляет их, поливочные устройства охватывают больше 30 метров ширины дорожки. На каждом из этих «крыльев» имеются десятки сопел, через которые на взлетно-посадочную полосу выливаются сотни литров ацетата калия – известного во всем мире химического реагента-антиобледенителя.
Это вещество является абсолютно не токсичным и безвредным, ведь его используют даже в пищевой промышленности в виде консерванта. Такой раствор предотвращает процесс образования льда и налипание на дорожки снега, а в случае необходимости плавит их.
С производительностью до 2271 литр в минуту, передвигаясь со скоростью 64 км/ч, грузовик Тyler AD de-icer, обладающий 5000-галонной (почти 19000-литровой) цистерной, выполненной из нержавеющей стали, может одной заправкой очистить сразу две 3-километровые рулежные дорожки.
К тому же, распыленный на дорожное покрытие реагент, на протяжении порядка 4-5 часов защитит полосу от образования льда и снега, дав возможность самолетам беспрепятственно садиться и взмывать в воздух.
Конечно, обходится эта борьба со льдом и снегом не дешево, однако, она значительно удешевляет процесс очистки взлетно-посадочной полосы с применением многочисленного парка обычной спецтехники. А самое главное – скорость этого процесса, которая в разы больше, чем очистка традиционными методами.
Когда дело касается безопасности воздушных перевозок, нет ничего важнее, чем чистота взлетно-посадочных полос. И в этой гонке со временем и погодой, грузовик Тyler AD de-icer явно оказывается победителем.