На прошлой неделе настоящий паровоз, то есть, локомотив с паровым (!) двигателем, умудрился поставить своеобразный рекорд скорости – проезжая по участку дороги между Донкастером и Ньюкаслом в Великобритании, он смог разогнаться до 161 км/ч. Этим паровозом стала легендарная машина под названием LNER Peppercorn Class A1 60163 Tornado, которую в Великобритании построили в 2008 году. Причем, она является усовершенствованной копией локомотивов, которые в Британии строились в 40-60-х годах прошлого века.
И хотя, глядя на него, кажется, что ты перенесся в прошлое столетие, на самом деле, невзирая на свой старомодный дизайн, этот паровоз является одним из самых современных локомотивов в мире.
Кстати, своё название он получил в честь прославленного во многих военных конфликтах истребителя-бомбардировщика Panavia Tornado, очевидно, с намеком на то, что и сам приобретет ничуть не меньшую всемирную известность.
Конечно, поставленный паровозом Торнадо рекорд не является абсолютным. Самым быстрым паровым поездом, когда-либо построенным человечеством, был локомотив Mallard, который в 1938 году сумел развить скорость до 203 км/ч. Однако, то была эра парового транспорта, и с тех пор уже прошло ни много, ни мало целых 79 лет.
А вот Торнадо на сегодняшний день является единственным паровозом, построенным за последние полвека. Причем, разумеется, при его создании в конструкцию этого локомотива внедрили множество улучшений и современных устройств безопасности, которые позволяют ему осуществлять регулярные рейсы на обычных железных дорогах.
Торнадо был построен, как способ исправить историческую ошибку. Изначально локомотивы класса А1 были самым распространенным железнодорожным транспортом, который эксплуатировался в Великобритании в течение десятилетий после Второй мировой войны. Тогда они считались самыми эффективными, удобными и экономичными паровозами своего класса. Один такой локомотив мог безотказно работать, проходя до 189900 км, прежде, чем требовал техобслуживания, что заслуженно наделяло его званием самого экономичного транспорта в своем роде.
Однако, в 1960-х годах, государственные Британские железные дороги решили провести полную модернизацию, и все паровые поезда были разрезаны на металлолом, уступив дорогу дизельному и электрическому транспорту.
В 1990-х годах участники британского благотворительного фонда любителей железных дорог (A1 Steam Locomotive Trust) решили самостоятельно построить полностью функциональную модель 106,9-тонного паровоза, устроив открытый конкурс на внесение в него усовершенствований, которые требует сегодняшнее время. Они хотели создать не просто музейный экземпляр, а паровоз, который смог бы наравне с современными поездами перевозить грузы и пассажиров.
Первоначально построенный в 2008 году локомотив мог развивать скорость всего 121 км/ч, а между тем, чтобы ездить наравне с современными поездами, ему требовалось разгоняться хотя бы до 145 км/ч. Поэтому, паровоз пришлось опять переделывать. И вот 12 апреля 2017 года модифицированный Торнадо был отправлен на тестовые испытания, где и сумел поставить свой рекорд.
Теперь его планируют пустить в «свободное плавание», чтобы этот красавец мог, как и его современные собратья, перевозить пассажиров. Ожидается, что он начнет совершать регулярные рейсы уже в этом году, а значит, в самое ближайшее время любой желающий сможет сам ощутить, что такое ездить на настоящем локомотиве с паровым двигателем.