Представьте, что вы собрались купить новый автомобиль. Вы определились с маркой и моделью, желаемой комплектацией и цветом, после чего обратились к дилеру с заказом. От вас принимают его частичную оплату, и обещают выполнить, к примеру, через месяц-другой.
Но два месяца превращаются в год, а автомобиля все нет. В попытке получить ответ на вопрос «когда я сяду за руль своей мечты?», вы натыкаетесь на странные отговорки. Вас отсылают то к производителю шасси, то к фирме, выпускающей двигатели. А в итоге, сообщают, что металл для кузова вовремя не поступил на производство, а дверные ручки были украдены где-то по дороге. Каждый день вы начинаете с обзвона нескольких поставщиков, и уже теряете надежду когда-нибудь вдохнуть аромат салона своего нового автомобиля. Проходит еще полгода, и неожиданно вам сообщают о возможности забрать машину, но ее цена за это время выросла на 30% от первоначальной.
Вероятно, пройдя все эти круги ада, сам вид доставленного транспортного средства уже вызвал бы у вас отвращение. «Но, так никто не ведет бизнес!», - скажете вы, и будете почти правы. Почти, потому что на самом деле похожим образом на сегодняшний день работает строительная индустрия во всем мире.
В то время, когда другие отрасли за последний век радикально модернизировали свои процессы, строительный сектор остается одним из самых консервативных и застойных, ибо до сих пор использует технологии чуть ли не XIX века.
В результате, на сегодняшний день эксперты говорят о том, что строительство стало самой малопродуктивной и малопроизводительной отраслью в мире. Желающих работать на стройке все меньше, но при этом спрос, а значит, и цены на жилье постоянно растут. И причин для подобного застоя несколько.
Прежде всего, это отсутствие желания строительных компаний вкладывать инвестиции в новые технологии. Представьте, в 2016 году все строительные организации мира совокупно вложили в разработку новых технологий всего лишь 1% от своей прибыли. Давно устарели и их управленческие и организационные методы, в результате, в среднем, сейчас на строительство здания с 20-ю этажами у застройщика уходит 14,9 месяцев (не считая времени на получение разрешения на строительство).
И это в век роботов, дронов и нанотехнологий. Все это приводит к тому, что цена на квадратный метр жилья во всем мире неуклонно растет, и в некоторых странах, даже не взирая на падение цен на стройматериалы, переходит черту адекватности.
Еще одним препятствием для развития отрасли называют разобщенность технологических процессов. Количество организаций, необходимых для постройки одного жилого или промышленного строения иногда достигает пары десятков. Застройщику для реализации проекта требуется собрать воедино архитекторов, подрядчиков, субподрядчиков и поставщиков различных материалов и услуг. При этом, невзирая на их умения каждого в отдельности делать свое дело хорошо, они все равно настроены на защиту прежде всего своих личных интересов. У кого-то не складываются личные отношения, кто-то хочет большего, чем заслуживает, а кто-то просто не умеет договариваться и «играть в командную игру». В итоге, общее дело страдает.
Впрочем, есть и хорошая новость. Иные отрасли в последние десятилетия уже успели выяснить, как решать многие из этих проблем.
К примеру, автомобильная и электронная промышленность - это два примера технологически продвинутых и хорошо отлаженных успешных моделей, на которые строительному сектору следовало бы равняться.
Как совершить революцию в строительной индустрии
Большинство экспертов склоняются к нескольким вариантам. Во-первых, облегчить и модернизовать процесс строительства, по их мнению, можно только начав использовать новые технологии. Отбросить скептицизм, излишние страхи и стремление следовать старым проверенным принципам. Большую часть секций здания можно делать в условиях серийного производства, после чего собирать на месте, словно конструктор лего.
К примеру, в американском городе Феникс появился необычный стартап Katerra, разрабатывающий технологию заводского, серийного производства уже готовых «запчастей» будущих домов – стен, в которых изначально встраиваются окна, двери, требуемая изоляция, вентиляция, электропроводка, сантехника и иные коммуникации. Таким образом создаются реальные «кубики лего» для возведения строений. Пока у этого стартапа работает только один завод, но уже в ближайшие 2 года он планирует построить 7 подобных производств в разных регионах Америки.
Модульное строительство Katerra
Некоторые компании сегодня пытаются создавать дома из готовых комнат, которые можно монтировать одну рядом с другой. Недавно цифровой гигант Google заказал 300 подобных модульных комнат у американской компании «Factory OS», став ее первым клиентом. По словам производителя, строительство домов, осуществляемое из таких модулей, обходится в разы дешевле традиционного.
Модульное строительство Factory OS
Прочитав это, вы вероятно подумаете, что такая технология строительства будет явно иметь низкое качество. Однотипные серые дома, как две капли воды похожие квартиры – все это мы уже проходили в эпоху советского «строительства коммунизма». Но, на деле, предлагаемые новые технологии имеют совсем иную методику. Вспомните, у того же детского конструктора лего есть множество однотипных строительных блоков, но какое разнообразие структур можно из них создавать! Также и здесь - имея в наличии произведенные серийно, в условиях производства, готовые конструкционные блоки, архитектор будет иметь возможность «играть» с ними, выполняя какие угодно индивидуальные заказы.
Решение проблемы состоит в том, чтобы изобрести новую систему проектирования зданий, которая, несмотря на ограниченное количество компонентов – к примеру стеновых панелей, панелей пола, ванных комнат, балконов и т. д., из них можно было бы по-прежнему делать широкий спектр строительных конфигураций.
Следующим шагом решения проблем строительной отрасли является интеграция проектирования строения с производством модульных частей. Наличие единой команды, использующей в своей работе стандартный набор «деталей», укоротит технологическую цепочку, а значит уменьшит количество сбоев и простоев, сократит возможность несогласованности и время самого строительства. Уже только это, во-первых, упростит жизнь производителям строительных материалов, а, во-вторых, значительно уменьшит себестоимость строительства одного квадратного метра. Ко всему прочему, такая современная модель индустрии позволит существенно снизить экологический ущерб, а также продуцирование ею вредных выбросов, мусора и отходов.
Эта новая модель строительного бизнеса сократит время и затраты, создаст новое поколение квалифицированных рабочих, модернизирует отрасль, и очень быстро сможет решить мировой жилищный кризис, огромными темпами надвигающийся на человечество. Ведь, по прогнозам ученых, к 2025 году 1,6 млрд. человек, то есть, треть городского населения, будут остро нуждаться хотя бы в крошечной каморке для жилья.