4 сентября 2017 года безмоторный самолет Airbus Perlan Mission II в Аргентине установил мировой рекорд – поднялся на невиданную для планеров высоту в 15,84 км.
«Сегодня мы празднуем потрясающую победу аэрокосмических инноваций и научных открытий», - сказал Эд Уорнок, генеральный директор проекта «Перлан», в рамках которого происходит изучение горных воздушных потоков и состояния озоновых слоев планеты.
Этот полет совершил главный пилот Джим Пейн и второй пилот Морган Сандеркок, которые вылетели на стратосферном планере Perlan Mission II из международного аэропорта Команданте Армандо Тола в Эль-Калафате, Аргентина. Сумев подняться на высоту в 15,84 км, они побили предыдущий мировой рекорд планера Perlan I, который в 2006 году набрал высоту 15,46 км.
Airbus Perlan Mission II - это проект по использованию безмоторных воздушных судов для изучения необычных метеорологических явлений, называемых стратосферными горными волнами.
Стратосферные горные волны – это пока плохо изученное природное явление, образуемое воздушными потоками (зарождающими на подветренной стороне горных хребтов), которые на вершине горы почти под прямым углом как бы «подпрыгивают» и устремляются вертикально вверх с огромной скоростью. Эта стена воздуха массой в десятки миллионов тонн может достигать границ стратосферы. Такое явление наблюдается лишь в нескольких местах нашей планеты, и район вокруг Эль-Калафате, расположенный в Андах в Аргентине, является одним из них.
Планер Perlan Mission II обладает всеми способностями, дабы пользоваться силой таких потоков. С помощью них воздушное судно может подниматься на большие высоты, требуемые исследователям для изучения факторов, влияющих на изменение климата, и эффектов, испытываемых в таких условиях пилотами .
Долгое время считалось, что планер физически не может достигать стратосферы, ведь безмоторное воздушное судно летает за счет плотности воздуха, и набирает высоту с помощью восходящих потоков. Но, как известно, в стратосфере, плотность воздуха чрезвычайно мала, а значит, планер не в состоянии подняться выше 10 км.
После этой невидимой черты силы восходящих потоков значительно ослабевают, и движение планера становится почти невозможным. Однако, как сейчас предполагают ученые, на высоте 10-15 км существуют свои, пока не изученные, силы - мощные вертикальные потоки, устремляющиеся в стратосферу. И миссия «Перлан» сейчас не только доказывает их существование, но и пытается изучать.
После завершения сезона исследования стратосферных горных волн в Аргентине, планер Airbus Perlan Mission II вернется в Минден, штат Невада, где команда добровольцев планирует модифицировать и улучшить его конструкцию на основании данных, полученных в ходе экспериментов.
В конечном счете, проект «Перлан» хочет, чтобы его безмоторные самолеты сумели подняться на высоту 27,4 км, то есть туда, куда еще не поднимался не только ни один в мире планер, но и обычные грузо-пассажирские самолеты с двигателями (на бОльшую высоту могут подниматься только так называемые "космические самолеты" с ракетными двигателями, беспилотные аэростаты и метеозонды).
Считается, что на высоте, превышающей 27 км, планер, снабженный множеством измерительной техники, сумеет собрать так необходимые ученым данные о тепловом, весовом и химическом взаимодействии между тропосферой и стратосферой. Эта информация позволила бы человечеству создавать более точные климатические модели. Существует также надежда, что с помощью подобного полета можно получить данные о состоянии озонового слоя, и понять, как изменяется экологическая обстановка на нашей планете.