пн, 2017-01-30 11:13
Поделиться
Берта – самая огромная подземная машина в мире

Есть у человечества забавное пристрастие – видя какую-нибудь огромную машину, давать ей человеческое прозвище, как бы наделяя людскими качествами. Неизвестно, почему нам так хочется нечто неодушевленное считать живым, но сегодня мы хотим вам немного рассказать об одной из таких громадин по имени Берта, которая является самой большой в мире туннелепроходческой машиной. 

Берту создавали специалисты японской компании «Hitachi Zosen» специально для департамента транспорта штата Вашингтон (США). Она должна проложить под Сиэтлом очень нужную этому городу транспортную развязку State Route 99 шириной 17,5 метров.

Этот огромный туннелепроходческий станок, который по праву считается одной из самых больших машин, когда-либо созданных человеком, весит гигантских 6700 тонн и имеет общую длину почти 100 метров.

К сожалению, в истории Берты были не лучшие времена. Начав работать в 2013 году, она практически сразу же сломалась, и на протяжении многих месяцев ее пришлось чинить, перерабатывать и даже модифицировать. На этот простой и починку у госбюджета Америки ушло целых $223 млн., при том, что стоимость самой машины составляет $80 млн. Но, на сегодняшний день она уже сумела пройти 76% своего намеченного пути, взрезав мощным «телом» и «челюстями» проход через 2 км скал, грязи, песка, земли и глины. Выйти из-под земли на свет белый она должна в июне 2017 года. Именно к этой дате планируется, что она завершит прокладку туннеля, вытеснив собой около 1,5 миллионов тонн грунта и воды. Лишь после того, как она замолчит, строительные бригады должны будут достроить в тоннеле двухуровневое шоссе, открыв огромный подземный транспортный узел к январю 2019 года.

Туннель под Сиэтлом который строит Берта

Теперь попробуйте визуально представить невероятные габариты машины, способной самостоятельно проделать в земле дыру, в которой поместятся дороги на несколько полос в два этажа. Да, Берта очень массивна и сильна, но эти способности обеспечиваются большим количеством движущихся часей и 700-ми стальными лезвиями. Поэтому, неудивительно, что такая махина довольно часто выходит из строя, и требует к себе постоянного внимания в виде технического обслуживания. 

Туннелепроходческая машина Берта

Эти режущие инструменты, каждый весом по 34 кг, закреплены на передней 2000-тонной части Берты. При проходе машины через толщу земли и скал, «голова» станка крутится со скоростью 1 оборот в минуту, срезая каждый раз пласт камней и грунта весом около 12 тонн. После этого земля, глина, вода и обломки камней поступают под «брюхо» Берты, откуда специальным шнеком переносятся (транспортируются) к ее задней части.

Ко всему прочему, на самом деле эта туннелепроходческая машина, по факту, работает в крайне мокрых условиях, ведь углубившись на 61 метр под Сиэтл (расположенный на берегу Тихого океана), Берта оказалась в воде, и сейчас в шутку ее называют подземно-подводной лодкой. Но, чтобы она могла трудиться в таких условиях, внутрь нее закачивают воздух, дабы сравнять давление в машине с давлением в туннеле. И чтобы заменить, к примеру, одно из режущих лезвий Берты, а этим процессом занимаются, конечно же, люди, им приходится «нырять» внутрь нее, работая в условиях высокого давления. Этих рабочих называют «подземными водолазами», и работенка у них, поверьте, несладкая. Ведь перед тем, как залезть в машину и выйти из нее, им приходится длительное время пребывать в гипербарической камере, чтобы не схлопотать декомпрессионную болезнь. Внутри же самой Берты они могут находиться не дольше 45 минут, то есть работать им приходится очень быстро. 

Берта – самая огромная подземная машина в мире

Первое, что нужно сделать, это очистить шайбы и крепления, держащие резак, от грязи. Затем следует осмотреть сами лезвия, дабы оценить их состояние и понять, какие нужно заменить. Срок жизни данных режущих инструментов зависит, разумеется, от того, что ими недавно резала Берта – глину или очень твердый камень. Все остальные детали туннелепроходческой машины, к счастью не нужно чинить в таких условиях, но их следует поднимать наружу, а для этого требуется мощнейшая подъемная спецтехника.

Однако, помимо свой туннелепроходческоой миссии, Берте приходится одновременно еще и строить. Ведь, если сразу не укрепить стены туннеля, они могут обрушиться. Поэтому-то в задней части Берты установлены мощнейшие насосы, откачивающие воду наружу и специальные строительные устройства для укладки бетонных сегментов в кольцевые структуры.

Строительство туннеля под Сиэтлом

Эти сегменты Берте доставляют особые подземные транспортеры-тяжеловесы, а каждое из бетонных колец в итоге весит огромные 18 тонн, которые на этапе их укладки должны поддерживать сильные домкраты. Но, на сегодняшний день этот процесс настолько отлажен, что на укладку такого кольца у рабочих и машины уходит не более одного часа. И помогает им в этом…музыка. Ведь, каждый из этапов установки бетонного укрепления сопровождается специальными музыкальными звуками, дающими рабочим понять, что сейчас конкретно следует делать.

Конечно, Берта представляет собой гигантское чудо инженерной мысли, и в буквальном, и в переносном смысле. В настоящее время она является самой большой туннелепроходческой машиной в мире, хотя на некоторое время и теряла этот статус. В прошлом году ее немного бОльший аналог (всего на 8 см в диаметре) был применен в Китае, чтобы пройти особо тяжелый участок прокладки тоннеля. Но, после этого, китайский расточный станок снова был уменьшен, и Берта вновь приобрела звание самой большой подобной машины. 

Берта- самая большая в мире туннелепроходческая машина

Теги Туннелепроходческие машиныДорогиСтроительство

Комментарии